Сирия ведет переговоры на фоне угроз Турции
Благодаря дипломатии Сирия достигла некоторых временных соглашений, которые показывают возможность сохранения региональной автономии, несмотря на надвигающиеся угрозы Турции.
Благодаря дипломатии Сирия достигла некоторых временных соглашений, которые показывают возможность сохранения региональной автономии, несмотря на надвигающиеся угрозы Турции.
Благодаря дипломатии Сирия достигла некоторых временных соглашений, которые показывают возможность сохранения региональной автономии, несмотря на надвигающиеся угрозы Турции. Тем временем в Турции один из главных участников переговоров находится в больнице в критическом состоянии.
В суматохе мировых событий власти Сирии продолжают вести переговоры о лучшем будущем. Безусловно, это задача не из простых. На их пути стоит множество препятствий, не в последнюю очередь – со стороны агрессивного соседа, Турции. Однако, несмотря на все трудности, существует прагматизм и настоятельная необходимость двигаться вперёд. Ответственность за достижение лучшего будущего лежит как на временном правительстве в Дамаске, так и на Автономной администрации Северной и Восточной Сирии.
Временные соглашения в Сирии
На этой неделе я хочу сосредоточиться на диалоге, а не на агрессии. Начну с ободряющих слов Мазлума Абди, главнокомандующего Сил демократической Сирии (СДС) – вооруженных сил Автономной администрации, интервью с которым Амберин Заман из Al Monitor взял 8 апреля.
Мазлум Абди в ответ на вопрос о соглашении от 10 марта, которое он подписал от имени СДС с временным президентом Сирии Ахмедом аль-Шараа, отметил, что содержание договора было согласовано в ходе трёхчасовой дискуссии.
Он подчеркнул, что атмосфера на встрече была «сердечной и непринуждённой. Нам оказали уважение и гостеприимство». Соединенные Штаты активно содействовали проведению встречи и сделали всё возможное, чтобы обеспечить безопасность Абди на пути к месту переговоров.
В то же время главнокомандующий СДС выразил сомнение в том, что соглашение могло быть достигнуто без одобрения Турции. Однако ни США, ни Турция не были представлены на переговорах.
Это первое рамочное соглашение привело к заключению временного соглашения по двум районам Алеппо, где большую часть населения составляют курды, о котором я рассказывала две недели назад, и соглашения о защите и техническом обслуживании важнейшей плотины Тишрин, о которой я упоминала на прошлой неделе.
СДС покинули кварталы Алеппо, но районные советы по-прежнему занимаются внутренними делами и обороной. В минувшее воскресенье переходное правительство и местные советы приступили к демонтажу земляных заграждений вокруг кварталов. Местные силы внутренней безопасности совместно с подразделениями Министерства внутренних дел Сирии приступили к охране контрольно-пропускных пунктов, соединяющих эти районы с остальной частью города. Член объединенного комитета сообщил агентству North Press Agency: «Реализация продвигается быстрее, чем ожидалось. Все идет хорошо».
Стратегически важная плотина Тишрин, которая построена через Евфрат к юго-востоку от Манбиджа, с декабря подвергается нападениям Турции и связанных с Турцией боевиков – так называемой Сирийской национальной армии (СНА). Силам самообороны удалось удержать плотину и отвоевать территорию в восемь километров к западу от реки, но из-за взрыва снаряда турбины дамбы вышли из строя. Тысячи семей остались без электричества и воды, так как насосы перестали работать.
Кроме того, поступали предупреждения о потенциально катастрофическом наводнении в случае прорыва сооружения. Нападение на инфраструктуру – это, безусловно, военное преступление. Колонны людей из разных частей региона приезжали к плотине, чтобы выразить протест против этой ситуации. Турция ответила обстрелами против участников пикета.
Новое соглашение, подписанное при посредничестве Соединенных Штатов, должно привести к демилитаризации плотины. СДС уйдут с западного берега и передадут полномочия силам правительства, которые, по словам Мазлума Абди, «будут эффективно служить буфером между нашими силами и СНА, с которыми мы сражались». Как и в случае с Алеппо, контроль за плотиной и ее турбинами остается за Автономной администрацией.
Турция является основным участником этого соглашения, и Мазлум Абди объяснил в интервью от 8 апреля, что в результате переговоров уже была достигнута пауза в военных действиях, которая длилась более двенадцати дней. Он также заявил, что Турция отказалась от более жестких требований и начала воздерживаться от использования таких слов, как «террористы». Он отметил: «Мы видели принятие идеи интеграции СДС и институтов Автономной администрации в сирийское государство, что является позитивным событием».
Вчера СДС, сирийские правительственные войска и силы коалиции во главе с США собрались для совместного патрулирования вдоль трассы М4, которая отделяет Автономную администрацию от оккупированной Турцией северной части страны.
Тем временем продолжаются переговоры об образовании и признании дипломов, выдаваемых в северо-восточной Сирии.
Реакция Турции
Несмотря на эти обнадеживающие события – и явные уступки Турции – риторика этой страны остается враждебной по отношению к любой автономии в Сирии. Предположительно ссылаясь на СДС и желание сохранить свою идентичность в составе сирийской армии, министр обороны Турции предупредил, что любая «организация или учреждение, которые не сложат оружие, будут оставаться законной мишенью».
Президент Эрдоган также сказал, что «некоторые партии испытывают терпение Турции в отношении Сирии», а министр иностранных дел Хакан Фидан заявил, что «федеральной структуры в Сирии не будет» и что курдские силы «сложат оружие и станут частью национальной армии».
Другие меньшинства
Автономная администрация не одинока в желании сохранить определенный уровень автономии. В Сувейде, на юге страны, друзские ополченцы также не присоединились к армии правительства. Лидеры друзов хотят создать местные силы безопасности, чтобы защитить народ. Есть опасения по поводу исламистов, которые традиционно считают друзов еретиками, корней правительства из «Фронта Ан-Нусра»*, присутствия иностранных джихадистов и эстремистской идеологии, которая вылилась в массовые убийства алавитов.
У самих алавитов еще меньше оснований доверять правительству. Фоза Юсиф, высокопоставленный сотрудник Автономной администрации, сравнилп нападения на алавитов, за которые ответственность несет временное правительство, с геноцидом езидов в 2014 году. Она также предупредила о попытках разрушить гармонию между народами и разжечь конфликт между курдами и арабами.
Анализируя эти события из тюрьмы Имралы, Абдулла Оджалан заметил, что «друзы и алавиты должны создать свое самоуправление и сотрудничать с курдами».
На форуме в Сулеймании, Южный Курдистан, Ильхан Ахмед, сопредседательница Департамента внешних связей Северной и Восточной Сирии, также подчеркнула необходимость децентрализации и признания прав меньшинств. Она также сказала о важности идеологии Абдуллы Оджалана в культурной и общественной жизни Автономной администрации.
Автономная администрация создала комитет для переговоров с Дамаском. В его состав входят три курда, три араба и одна сирийка. Три участника из семи – женщины. Уже запланирована конференция, которая должна объединить различные курдские партии в рамках переговорной платформы. Сюда войдут оппозиционные группы, связанные с Демократической партией Курдистана в Ираке, а также партии, создавшие Автономную администрацию. Но даже такое курдское единство до сих пор кажется недостижимым.
Автономная администрация всегда стремилась помочь беженцам вернуться в свои дома. Однако это становится всё более сложной задачей, учитывая, что родные места многих из них находятся на территории, по-прежнему контролируемой Турцией и СНА.
Дискуссии о путях решения этой проблемы продолжаются, но некоторые люди не желают ждать. Говорят, что в оккупированном Турцией Африне ситуация стала менее опасной благодаря присутствию сил сирийского правительства, что значительно упростило доступ в этот район.
Многие поселенцы, переехавшие в Африн из других частей Сирии, также планируют вернуться в свои родные места. Однако, когда люди возвращаются в Африн, они видят, что их дома разрушены или разграблены.
Соединенные Штаты
США несут ответственность за рост численности исламистских вооруженных формирований в начале гражданской войны в Сирии. Это делалось с целью добиться смены режима, но в последние годы присутствие американских войск на северо-востоке страны мешало Турции предпринять дальнейшие вторжения. Поэтому большинство людей в этом регионе не хотят, чтобы американцы уходили. На этой неделе было много разговоров и спекуляций о сокращении американских войск. Однако даже в этом случае численность приблизилась бы к той, что была до недавнего роста контингента.
Прежде чем перейти к Турции, я хочу упомянуть о еще одном примере сохраняющейся нестабильности в Сирии. В среду министр внутренних дел сообщил, что власти предотвратили попытку государственного переворота, предпринятую офицерами прежнего режима.
В Турции
Пока турецкое правительство ведет переговоры в Сирии, оно продолжает сталкиваться с массовыми протестами внутри страны. Люди выходят на улицы из-за ареста Экрема Имамоглу – свергнутого мэра Стамбула и главного оппозиционного претендента на президентский пост – и из-за нападок на демократию.
Автократия часто сочетает в себе бессердечие по отношению к человечеству с варварством к природе. Экрем Имамоглу выступил против того, что турецкое правительство использует возможность, возникшую в связи с отсутствием мэра, для реализации мегапроекта – «Канал Стамбул», несмотря на угрозу экологической катастрофы.
На этом фоне остается проблеск надежды в дискуссиях о мире, которые начались между Абдуллой Оджаланом и делегацией прокурдской левой Партии народного равенства и демократии (ПНРД). Со стороны правительства до сих пор не было предпринято никаких конкретных действий, которые позволили бы процессу продвинуться. Власти не показали, что эти события – не просто риторический трюк. Турция по-прежнему бомбит Ирак, где расположены базы Рабочей партии Курдистана.
Однако, выступая на международной конференции в Риме в прошлую субботу, Первин Булдан, один из двух главных членов делегации ПНРД, отметила, что скоро пройдет встреча с министром юстиции Турции.
Однако перед этой встречей другой член делегации, Сырры Сурейя Ондер, был срочно доставлен в больницу для проведения серьезной операции на сердце. Его состояние остается критическим. Многие люди пришли в больницу, чтобы выразить поддержку, в том числе политики из разных партий. Некоторые из них сделали это из правил этикета, но есть доля правды и в словах сопредседателя ПНРД Тунджера Бакирхана о том, что «прежде всего, они выразили солидарность с ним из-за борьбы за мир, демократию и его благородного сопротивления».