Тюркдоган: новая конституция должна поддерживать децентрализованную систему
Заместитель председателя ПРНД Озтюрк Тюркдоган призвал к активному обсуждению работы над новой конституцией.
Заместитель председателя ПРНД Озтюрк Тюркдоган призвал к активному обсуждению работы над новой конституцией.
В ходе открытия заседания парламента глава правительства Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что новая конституция Турции будет написана в кратчайшие сроки. Заместитель сопредседателя Партии равенства и демократии народов (ПРНД), известный адвокат и правозащитник Озтюрк Тюркдоган призвал принять новую конституцию для Турции и северного Курдистана – конституцию, основанную на плюрализме, всеобщем участии и человеческом достоинстве. Тюркдоган заявил, что это откроет новые возможности для страны. ПРНД уже подготовила свой проект такой конституции.
«Военные и ПСР вводили конституцию в условиях чрезвычайного положения»
Тюркдоган отвечает за работу комитета ПРНД по законодательству и правам человека. В интервью ANF он подчеркнул, что для решения существующих проблем стране необходима совершенно новая конституция: «Нынешняя конституция была написана генералами, участвовавшими в перевороте 1980 года, и введена в действие в условиях военного положения. Любопытно, что поправка к этому основополагающему закону, которая ввела президентскую модель в 2017 году, также была принята ПСР в условиях чрезвычайного положения. По сути, правительство не удовлетворено той конституцией, которую создало своими же усилиями, но я думаю, что главный вопрос заключается в том, чего оно ищет теперь».
«Процесс разработки конституции – хорошая возможность»
После прихода к власти в 2000-х годах ПСР поручила представителям интеллигенции подготовить проект конституции, напомнил Тюркдоган, а после выборов 2011 года четыре партии создали примирительную парламентскую комиссию, которая работала над проектом этого документа около года:
«В результате этой работы они согласовали около 60 статей, посвященных правам и свободам личности, а также основным правам и свободам. Обсуждалась система государственного управления, т.е. должна ли Турция быть строго централизованным или децентрализованным государством, а также вопрос о том, должно ли обучение на родном языке быть бесплатным. Новая конституция стала возможна, потому что в 2013 году начался «процесс диалога». В странах, подобных Турции, т.е. там, где процессы урегулирования и разрешения конфликтов не завершены и отошли на второй план, процесс разработки конституции также дает вам хорошую возможность. Я имею в виду, что в процессе разработки этого документа есть возможность обратиться к наиболее фундаментальным проблемам, требующим решения».
«Проблемы не могут быть решены с помощью жесткой централизованной системы»
Депутат отметил, что «наиболее фундаментальной проблемой, которая требует решения в Турции, является курдский вопрос. Он не может быть решен с помощью жесткой централизованной системы государственной власти. Он может быть решен только с помощью моделей децентрализации, в рамках которых полномочия местных органов власти усиливаются. Кто-то называет это демократической автономией, кто-то – просто автономией, кто-то – полномочиями местных структур управления. Такие структуры были предусмотрены в проекте конституции 1921 года. Поэтому к процессу разработки основополагающего закона следует подходить в таком же духе. Президент говорил об этом, но теперь ему необходимо это сделать. Мы напоминаем ему об этом и призываем действовать таким путем. Новая, гражданская конституция – всё это хорошо, но какую конституцию мы хотим иметь? Если речь идет о еще более жесткой, централизованной государственной системе, то, конечно, мы будем держаться в стороне. Но если мы сначала сядем за стол переговоров, обсудим конституцию вместе и решим, чего мы хотим, то, конечно, мы примем участие в таких обсуждениях».
«Мы обязательно поговорим о курдском вопросе»
Тюркдоган продолжил: «Мы рассматриваем процесс разработки конституции, как возможность для обсуждения решения фундаментальных вопросов. Когда этот процесс начнется, конечно же, мы вынесем на повестку курдский вопрос. Мы будем обсуждать требования алевитов о равных правах и гражданстве. Мы будем обсуждать равенство мужчин и женщин в качестве альтернативы принятой концепции семьи. Мы будем говорить о праве на свободу слова, коснемся свободы прессы. Мы поговорим о пытках и жестоком обращении с заключенными в тюрьмах. Мы будем говорить о свободе политических заключенных, об экономическом процветании, о справедливом распределении доходов, о восстановлении нашего права на составление бюджета, то есть права формировать такой бюджет, который возвращает народные деньги народу. Есть много тем, на которые мы должны и намерены говорить. Если кто-то избегает выносить их в поле дискуссий, значит, он не занимается политикой. Процесс создания конституции – это возможность делать политику».
«ПСР ведет страну консервативным путем»
Тюркдоган добавил: «ПСР привела Турцию к сдвигу вправо. Эта партия имеет различные исламистские ориентиры, что противоречит светской стратегии, которой Турция придерживается с момента своего основания. Процессу правого поворота не видно конца. Выход Турции из Стамбульской конвенции о защите женщин говорит о том, куда движется правящая партия. Возможно, одной из её политических целей является использование головного платка в качестве предлога для привнесения процесса безграничного расширения консерватизма в конституцию. Я не уверен, как поведут себя другие партии, когда об этом пойдет речь. На данный момент у ПСР не хватил сил, чтобы добиться этого в одиночку. Другим партиям следует напомнить, что если они готовы отказаться от основных принципов равенства ради сохранения союза с ПСР, если они готовы отказаться от светского устройства этой страны, это изменит их политическую идентичность. Всё в Турции изменилось невероятным образом».
«Проект конституции, разработанный ПРНД, готов»
Тюркдоган добавил, что проект конституции, над которым работала ПРНД, уже готов, и с помощью новой конституции могут быть решены многие проблемы. Депутат подчеркнул значимость демократических принципов открытости, плюрализма и участия: «Конституция должна начинаться со сбережения человеческого достоинства, с принципа равенства с точки зрения прав граждан. Когда мы говорим о плюрализме и демократии, то отрицание существования курдов или курдской идентичности, а также отрицание прав других народов прекратится. Для этого есть определенные формулировки. Не обязательно перечислять все народы, нужно предлагать подход, который включает всех. В конституции должна быть формулировка, которая не допустит отрицания мировоззрений и различных конфессий. С этими вопросами связан плюрализм – языковой, этнический и религиозный. Когда мы думаем о правах меньшинств, мы должны дать им реальную конституционную гарантию этих прав. Участие в этом очень важно. Если вы согласны с принципами плюрализма, вы не можете отстранять и лишать должности мэров, избранных курдами, в городах с преимущественно курдским населением. Это нарушает принцип участия. От политики назначения мэров решением властей необходимо отказаться. Если страной по-прежнему управляют тайные решения Совета национальной безопасности, в Турции не может быть открытого правительства. Сегодня правительство итак делает то, что хочет. Если оно обратится к общественности с новой конституцией, в этом проекте необходимо закрепить конституционные принципы, характерные для современных демократических держав. Турция должна наметить себе путь развития. Мы должны обеспечить мир в обществе как можно быстрее. Путь к этому лежит через решение наших социальных проблем. Процесс создания конституции – это также процесс разрешения подобных сложностей».
Конституция без дискриминации
ПРНД придерживается позиции о том, что новая конституция должна гарантировать все права и свободы, закрепленные в международных соглашениях, участником которых является Турция, подчеркнул депутат. Также необходимо включить в этот проект права различных групп общества и общин: «Некоторые партии, действующие в Турции, согласны с нами в части прав и свобод личности. Мы напоминаем, что курды, алевиты, арабы, лазы, черкесы, а также представители различных конфессий и религиозных групп имеют те же права, и мы хотим, чтобы эти коллективные права были гарантированы в Конституции. Мы помним, что наша природная среда должна пользоваться защитой, и говорим, что это следует отразить в конституции. Мы хотим, чтобы в конституции были закреплены принципы социальных прав и свобод, чтобы люди имели доход, позволяющий им вести достойную жизнь. Мы хотим децентрализованной системы управления. Однажды Турция ступила на этот путь, приняв конституцию 1921 года. Страна приняла эти принципы. Сегодня мы должны прекратить политику отрицания и сесть за стол переговоров. Мы хотим, чтобы сосуществование общин, закрепленное в резолюциях ООН, стало конституционным принципом нашей страны. Резюмируя, я хочу сказать, что с помощью этой конституции мы хотим решить курдский вопрос, гарантировать права различных общин, обеспечить требования алевитов о равных правах гражданства и, конечно же, добиться прогресса в области равенства мужчин и женщин».