Турецкая компания SADAT тренирует спецназ Южного Курдистана

SADAT осуществляет значительную часть своей деятельности в Южном Курдистане под именами компаний TIKA, HAKSIAD и ORSAM. Эти компании также набирают сотрудников для турецкой секретной службы.

Чтобы занять стратегически важную позицию в текущей перестройке Ближнего Востока и изменении международного баланса, а также реализовать свои османские амбиции, в 2012 году турецкое государство начало готовить военизированные прокси-силы. Оно отправляло их в различные страны Ближнего Востока, Курдистана и других частей света.

Одной из турецких компаний, которой было поручено сформировать прокси-силы, является SADAT (Международное оборонное консультирование, строительная промышленность и торговля). Компания была основана в 2012 году турецким генералом Аднаном Танрыверди. SADAT напрямую связан с советниками турецкого президента и поддерживает тесные связи с турецкой секретной службой НРО (Национальной разведывательной организацией). Гюльнур Айба, советник президента Турции Эрдогана, отвечает за отношения между НРО и SADAT. В то же время Айба известен своей близостью к президенту Автономного региона Курдистан (Южный Курдистан) Нечирвану Барзани.

Когда и как SADAT активизировалась в Южном Курдистане?

Компания SADAT открыла свою первую базу в 2017 году в провинции Южного Курдистана Дохук. Она выполняет многие из задач, связанных с деятельностью в Южном Курдистане, под именами компаний TIKA, HAKSIAD и ORSAM. Эти компании, связанные с SADAT, также набирают сотрудников для турецкой секретной службы.

Специальные подразделения «Хеза Гулан» и «Рож-пешмерга» [1], связанные с КНС (Курдским национальным советом) – и подчиненные ДПК (Демократической партии Курдистана) и семье Барзани – были обучены военными специалистами SADAT в Дохуке в 2018 году. Тренировка проходила в районе Хенз. Судя по всему, США также поддерживают деятельность SADAT в регионе.

После обучения SADAT интегрировала подразделение «Хеза Гулан» в ССА (Свободную сирийскую армию), чтобы использовать его для борьбы с правительством Асада. Отряд получил название «Селахедин Фарук-Эйнхейт». Подобной деятельностью SADAT занимается и по сей день. SADAT обучала прокси-силы в Турции не только для того, чтобы они были развернуты в Курдистане и Сирии. Тысячи членов этих подразделений были обучены воевать в Ливии и Азербайджане и отправлены туда с целью отстаивания турецких интересов. Военизированные прокси-силы, воевавшие под знаменами ССА в Африне, Гре Спи и Сарекание, также были обучены и организованы SADAT. Кроме того, «Рож-пешмерга» прошла военную подготовку в роте SADAT для борьбы с РПК в горных районах Хакурке, Зап и Гаре.

Отношения между подразделением «Хеза Гулан» и SADAT

Официально подразделение «Хеза Гулан» подчиняется Министерству пешмерга Южного Курдистана. По сути, это специальное военное подразделение ДПК и семьи Барзани, которое проходит специальную подготовку в компании SADAT. Оно было создано для борьбы с другими курдскими силами. Подразделение получает поддержку от секретной службы ДПК «Парастин». Когда 25 октября ДПК направила вооруженные отряды в район Гаре Южного Курдистана, они состояли из членов «Хеза Гулан» и «Рож-пешмерга». Их размещение в Гаре с тех пор вызывает большую напряженность в регионе.

Отношения между SADAT и туркменами в Киркуке

Город Киркук – один из самых нестабильных регионов в Южном Курдистане и Ираке. Никто не знает, как будет развиваться местная ситуация в будущем. SADAT эксплуатирует политическую нестабильность и отсутствие безопасности на местах для своей деятельности в Киркуке. Компания использует свои контакты с туркменскими частными лицами для создания и подготовки там военизированных прокси-сил. Эти туркменские военизированные формирования использовались в прошлом в районе Южного Курдистана Сюрматуйе против курдского населения, что привело к напряженности между курдским и туркменским населением региона. Чтобы привлечь на свою сторону турецкое население, военизированные формирования SADAT также подняли флаг РПК на туркменском кладбище в Киркуке.

[1] Члены «Рож-пешмерга» набираются из курдов из Рожавы, которые бежали в Южный Курдистан. Они уже использовались для нападений на езидский район Шенгал в 2017 году.