«В Лидже не осталось ни одного не срубленного дерева»

В ходе военных операций в Курдистане систематически уничтожаются леса. Активист и защитник окружающей среды Вахап Ишыклы рассказывает о ситуации в Лидже, где в последние дни шла активная вырубка леса.

В середине апреля турецкая армия провела трехдневную операцию наземных и воздушных боевых действий в Лидже, районе Амеда (Диярбакыра). Боевые действия коснулись поселений Дибек, Арыклы и Карахасан, а также нескольких деревень поменьше. В Дибеке лесистую местность сравняли с землей. Сельские стражи, прикрепленные к армейским подразделениям, были привезены сюда из других регионов. Они занимались вырубкой леса, пользуясь техническими средствами.

Вахап Ишыклы – спикер Альянса в защиту садов Хевсель в Амеде. В беседе с ANF активист заявил, что уничтожение лесов в Лидже должно немедленно прекратиться и призвал к акциям в защиту леса. Он напомнил, что леса Курдистана уничтожаются каждой весной, иногда путем поджогов: «Когда в регионе начинаются военные операции, деревья рубят, а леса поджигают. Во время военной операции, начатой в Лидже 14 апреля, в Дибеке рубили лес под руководством военных. От Джуди до Бесты и от Битлиса до Дерсима леса уничтожают, они горят месяцами. Пока мы были в Ширнаке с нашим Альянсом, собирая информацию о разорении и лесных пожарах на месте, пришли новости, что в то же самое время лес уничтожают и в Лидже. Уничтожение лесов путем рубки и поджогов – непрестанно кровоточащая рана Курдистана».

Как говорит Вахап Ишыклы, уничтожение лесов продолжается в Дибеке, Хусейнике и Карахасане. Помимо военной проблемы, говорит он, это еще и вопрос денег – срубленные деревья продают: «Это делается в рамках политики войны. В ходе военных операций в Курдистане лес уничтожается и до, и после. В прошлом году мы писали в социальных сетях о лесных пожарах в Лидже. После яростных протестов прибыли лишь два пожарных автомобиля для борьбы с пожарами. Должна была бы быть и воздушная поддержка пожаротушения, но так почти никогда не происходит в Курдистане. Обычно местные жители пытаются потушить пожар своими собственными средствами, но им, как правило, мешают власти. В прошлом году Министерство сельского и лесного хозяйства опубликовало доклад, в соответствии с которым лесные пожары горели в 19 регионах, но о пожаре в Лидже, длившемся днями, там не было ни слова. Из этого можно заключить, что такова особая политика по отношению к природе Курдистана».

Ишыклы обратил внимание на то, что в лесах Курдистана работа ведется при помощи техники: «В Дибеке есть небольшая возвышенность. На обеих сторонах горы деревья выворачивали вместе с корнями. В регионе не осталось ни одного не срубленного дерева. Это касается не только общественных мест, но и территорий, находящихся в частном владении. Целыми днями лес уничтожали при помощи четырех единиц специальной техники. Представители Альянса за сады Хевсель и общественные организации Амеда хотели отправиться в регион, но нам запретили это делать. Такое корчевание лесов происходит систематически, ежегодно. Они стремятся, чтобы в регионе не осталось никого. В районе горы Джуди шесть месяцев назад рубили и продавали лес после того, как там прошла военная операция. В районе Джуди леса больше нет. Фисташковые деревья, источник дохода населения, тоже были выкорчеваны вместе с корневой системой. Эти леса принадлежат нам всем, потому каждый должен потрудиться ради их защиты».