Байык: у курдов и их лидера Оджалана особые связи
Сопредседатель АОK Джемиль Байык прокомментировал международный заговор, написав статью к его 25-й годовщине.
Сопредседатель АОK Джемиль Байык прокомментировал международный заговор, написав статью к его 25-й годовщине.
Сопредседатель Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Джемиль Байык проанализировал отношения между курдами и их лидером Абдуллой Оджаланом.
Он написал обширную статью о главной цели неудавшегося международного заговора – разделении народа, его лидера и подавлении освободительной борьбы.
Абдулла Оджалан смог установить очень тесную связь со своим народом. Эти взаимоотношения настолько крепки, что курды не могут представить свое существование без Оджалана. Они убеждены, что их свобода равнозначна свободе их лидера. Этому есть причина – Оджалан посвятил всю свою жизнь людям, и поэтому курдский народ отождествляют себя с ним. Это можно видеть на многочисленных примерах действий и высказываний людей. Они говорят: «Жизнь без лидера невозможна». Курдский народ ведет каждодневную борьбу и продолжает жить с этим лозунгом в сердцах. Подобные высказывания крайне важны, так как они имеют идеологическое и политическое значение. Они тесно связаны со структурой общественных связей, с существованием и свободой общества. Лозунги отражают дискурс, в котором находит свое выражение стремление к свободе. Следовательно, этот лозунг – выражение определяющей идеи народа.
Курдский народ живет под угрозой геноцида. Люди хотят устранить эту угрозу, чтобы жить свободно, говоря на родном языке, сохраняя свою самобытность и культуру, реализуя свою волю. За это они борются и платят огромную цену. Свобода невозможна без борьбы. Курдский народ знает это лучше всех. Именно поэтому люди не отказываются от борьбы, именно поэтому народ ставит во главу угла освобождение Абдуллы Оджалана.
Понимание того, как сложилась эта связь между курдским народом и лидером, очень важно для понимания политической философии. Не видя структуры этих взаимоотношений, невозможно правильно понять путь Оджалана. Эти отношения оказали решающее влияние на всё развитие событий. Эти отношения повлияли и на то, как развивалась освободительная борьба.
Установление реальных связей с народом – непростая задача. Это очень сложно, особенно в курдском обществе. Страх и отчуждение, порожденные колониализмом, с одной стороны, и влияние индивидуалистического образа жизни в условиях капиталистической современности, с другой, являются серьезными препятствиями для развития таких отношений. Преодолеть эти ограничения, противостоять страху и гнету колониализма и отвергнуть индивидуализм, отказавшись от возможностей, которыми манит вас капиталистическая среда, нелегко. Отдать предпочтение вопросам выживания своего народа – не самое простое решение. Это требует мужества и принципиального подхода. Именно поэтому примеров таких глубоких отношений между лидерами и их народами немного. В современном нам мире таких отношений уже нет. Подобные примеры встречаются по большей части в истории. Уже сейчас курдский народ поет об Оджалане песни, создает памятники культуры и искусства.
Абдулла Оджалан оценивал реальность, в которой жил его народ, и понимал, что эта реальность – основа борьбы. В таком подходе есть глубокий исторический смысл. Положение общества и народа становятся базой для развития теории и принятия практических решений. Оджалан всегда старался глубоко осмыслить то, над чем работал. Он формировал собственную личность и выбрал жизненный путь, оценивая перспективы своего народа. Нередко люди, считающие себя лидерами, много говорят о народе, но не живут в соответствии с принципами, которые декларируют. Их риторика и их жизнь разнятся. Конечно, люди видят это, оценивают и относятся к таким вождям подобающим образом. Людям важна гармония между словом и делом, идеями и жизнью. Это самая главная мера оценки. Именно так они отличают добро от зла; это определяет их подход. Курдский народ оценил поступки и жизнь Абдуллы Оджалана таким же образом. Курды поверили в него и стали его последователями.
Эта мера, то есть гармония между словом, делом и жизнью, всегда была основополагающим принципом Оджалана. Он всегда говорил нам об этом и хотел, чтобы мы были такими же людьми. Он жестко критиковал качества, которые мешали нам идти этим путем, и говорил, что мы должны преодолеть свои несовершенства. Этого не отрицают даже те, кто выступает против Абдуллы Оджалана.
Оджалан – человек, выросший в среде своего народа и вышедший из народа. Это определило его характер. Наверное, так можно сказать о многих, но углубиться в эту реальность и жить в соответствии с ней – особой подход. Многие вышли из народа, но немногие смогли жить так, чтобы разрешать его проблемы и помогать своему народу в его бедах. Для этого необходимы принципы, правильный подход и приверженность своему делу. Почему же людям так трудно жить в соответствии с реальностью, в которой они были воспитаны? Потому, что все сферы жизни стали источником проблем, и между людьми возникли отношения господства и подчинения. Сформировался менталитет и культура, позволяющие устанавливать превосходство, эксплуатировать друг друга, ставить слабых в зависимость от сильных. Правители разрабатывали такую систему и пытались распространить её в обществе с древнейших времен.
Реальность геноцида состоит в том, что курдский народ живет в условиях системы отрицания и уничтожения. Если защищать ценности народа, отвергать отношения суверенитета и придерживаться принципов свободы так трудно, то защищать курдский народ, отстаивать его право на существование и свободу, стремиться к этой цели и думать о борьбе за неё ещё труднее. Именно этим и занимается Абдулла Оджалан, и в этом он преуспел. Понимание диалектической взаимосвязи между лидером курдов и курдским народом необходимо для того, чтобы понять эту борьбу. Некоторые люди видят в действиях курдов эмоциональную подоплеку и дают им соответствующие оценки. Это в корне неверный подход. Народ определяет, что правильно.
Важно понять положение курдов, как народа и общества. Когда Абдулла Оджалан начал борьбу, положение курдов было очень тяжелым. Политика истребления разрушила общество и нанесла курдам огромный ущерб. Сегодня наше общество ещё не полностью оправилось от этого урона и не преодолело последствия колониализма. Как народ, мы все ещё живем, ощущая угрозу уничтожения со стороны правительства ПСР/ПНД. Мы сопротивляемся и боремся с этой угрозой. Конечно, мы ведем эту борьбу, опираясь на весь наш опыт и события последних лет. Курдский народ обрел самосознание и восстал из пепла. Когда Абдулла Оджалан начинал борьбу, ситуация была совершенно другой. Курдский народ существовал на грани вымирания. Именно с этим положением дел столкнулись курды. Колониализм и политика геноцида спровоцировали такую ситуацию. Враги нашего народа считали, что с курдской идентичностью покончено. Турецкие чиновники заявили, что они похоронили память о курдах на горе Арарат, и этим они хотели сказать, что с нами покончено. Наш народ бежал от собственного прошлого, как от чумы. Именно в таких условиях Оджалан решил начать борьбу.
О свободе и борьбе говорили и другие. Однако, люди, которые призывали к этому до Оджалана, не смогли сохранить свой настрой. Они сдавались в самом начале, либо не могли устоять, столкнувшись с трудностями, и отказывались от борьбы. Тяжело смотреть в лицо реальности, когда ситуация настолько тяжела, и делать новые шаги. Тогда создавалось впечатление, что с курдами можно было сделать все, что угодно, и многие отказались от борьбы. Абдулла Оджалан, напротив, верил своему народу и полагался на него. Он считал, что результаты будут достигнуты, что бы ни происходило, если опираться на людей и прилагать необходимые усилия. Так он заложил основы освободительного движения.
Этот подход оказался решающим для будущего курдского народа. Если бы не верные решения, принятые Оджаланом, никакого развития не было бы. Люди, которые действовали иначе, не смогли добиться никакого прогресса, несмотря на свою риторику о свободе и борьбе. Конечно же, курдам было нелегко сохранять волю к борьбе, осознав реальность. Многим, в том числе и тем, кто был близок к Оджалану в самом начале, было непросто приехать в Курдистан, чтобы принять участие в борьбе, и они не стали этого делать. Для некоторых возвращение в Курдистан, к своему народу, воспринималось, как движение назад. Пребывание в Анкаре, в других мегаполисах Турции, учеба или работа воспринимались ими, как спасение, потому что эти люди выбрали путь индивидуального спасения. Для курда это возможно только после разрыва связи со своим народом, через отказ от собственной реальности и принятие колониализма. Это неизбежный итог индивидуального освобождения.
В случае Оджалана всё было иначе. Он описывал свои визиты в город, как неприятный процесс. Из его тюремных записей известно, как Оджалан описывал город, машины, городские огни. Пока он оставался в городе и видел городскую жизнь, его мнение укреплялось. Реальность города далека от реальности народа. Абдулла Оджалан подвергал современную капиталистическую систему жесткому анализу и описывал её реальность. Например, в те годы многие активисты и организации рассматривали развитие капитализма в Курдистане, как положительное явление. Оджалан, напротив, утверждал, что это далеко не позитивный процесс, что капитализм нарушает социальные связи и структуру общества и служит геноциду курдов. В то время, ещё в 1970-е годы, он высказал соображения, которые вошли в первую программу РПК. У курдского лидера были столь глубокие противоречия с городской культурой и капиталистической современностью, что он раскрыл суть этой цивилизационной системы с помощью исторического анализа. Иными словами, в основе противоречий, которые он видел в государственной системе, лежит его преданность народу. Те же, кто пытались найти свое место в государственной системе, ступили на путь, ведущий к геноциду курдов. Всё, что готовят для нашего народа правители, – ловушка, ведущая к геноциду. Абдулла Оджалан понимал это с самого начала. Он объяснил это всем. Он начал борьбу и создал условия для достижения целей, которые позволяют нам продолжать сражаться за общее будущее сегодня.
В своей жизни курдский лидер опирался на культуру и ценности своего народа. Поэтому между курдским народом и Оджаланом существует такая тесная связь. Борьба оказала влияние на формирование этих отношений, а идеология и политическое измерение помогли этим связям окрепнуть. Но всё же рассматривать отношения нашего народа и его лидера лишь с точки зрения этих измерений – недостаточно полный подход. Оджалан считал образ жизни простых людей, представителей народа курдов, освобождающим, и жил так же. То, как он ел, спал, говорил, какой стиль риторики выбирал, всегда соответствовало курдской культуре. Многие революционеры считали развитием отказ от народной культуры и жизнь в рамках культуры правящих классов. Но Абдулла Оджалан видел в этом причину многих бед и выступал против такой тактики. Он объяснял нам свою позицию и хотел, чтобы мы поняли, что нам следует избегать этого пути.
Всё, что когда-либо делал Абдулла Оджалан, было сделано для курдского народа. Как сын этого народа, он делал для своих сограждан всё, что мог. Он полностью посвятил свою жизнь народу. Оджалан не стремился к личной жизни. Он не стремился иметь дом, собственность или имущество. Он думал лишь о борьбе, о развитии и успехе курдского движения. Все его жизненные приоритеты всегда оставались в рамках борьбы за свободу своего народа. Достичь подобной цели непросто, и курдский народ осознает эту реальность. Поскольку курды понимают, что все достигнутые успехи обусловлены глубокой преданностью делу, которую проявил Оджалан, они сохраняют веру в своего лидера. Курды всегда старались понять идеи, предложенные им, чтобы применить их на практике. Сегодня, несмотря на то, что Абдулла Оджалан находится в тюрьме на острове Имралы уже 25 лет, курдский народ прилагает огромные усилия, чтобы понять каждое его слово и жить в соответствии с парадигмой Абдуллы Оджалана. Почему? Потому, что все знают, что курдский политик и мыслитель думает исключительно о своем народе. Мы видели это сотни раз. Женщины, молодежь, всё наше общество пришли к такому выводу.
Эта связь определила и взаимоотношения между освободительным движением и народом. Партизанские отряды были сформированы в соответствии с задачами, которые были обязаны решать ради своего народа. Курдский народ принял освободительную борьбу и поддержал партизан. Если мы попробуем определить характер курдской революции в нескольких словах, то его можно выразить в формуле единства народа, лидера и участников освободительной борьбы.
Тем, кто недостаточно осознает эту реальность, трудно понять, почему курды так обеспокоены положением Абдуллы Оджалана. Но если они поймут суть связи народа и лидера, они поймут и эту реальность.
По мере того, как мир узнает об идеологии курдского освободительного движения, люди начинают прилагать усилия для освобождения Оджалана. Политики и активисты выступают на стороне курдов. Число наших сторонников растет с каждым днем. Это очень важно, особенно на фоне попыток врага разорвать связь между курдским народом и Абдуллой Оджаланом. Такое отношение со стороны угнетенных народов мира, женщин, всех, кто стремится к демократии и свободе, нельзя переоценить. Сегодня некоторые пытаются поставить под сомнение связь курдов и их народного лидера, говоря, что свобода курдского народа и Оджалана – не одно и то же, что нужно прекратить активную борьбу с изоляцией. Якобы, если курды это сделают, их проблемы закончатся и курдский вопрос будет решен, а геноцид прекратится. Это ложь. Правда противоположна. Цель наших оппонентов состоит в том, чтобы убедить или вынудить курдов отказаться от борьбы за свободу и согласиться жить в условиях геноцида. Поэтому те, кто занимается подобной деятельностью, – либо враги народа, либо коллаборанты, сдавшиеся на милость врага. Им выгоден геноцид курдов, они наживаются на этой трагедии. Такие люди не могут называться курдами. Те, кто развивает подобный дискурс, занимают сторону власти и государства, живут в достатке и ни разу не пошевелили и пальцем ради борьбы. Совершенно очевидно, что они хуже открытых врагов. Чем ближе курдский народ к Оджалану, тем выше шансы на свободу для наших сограждан. Поскольку враг понимает это положение дел, он продолжает делать всё возможное, чтобы разорвать эти связи. В этом и заключается суть происходящего.
Сейчас начался 26-й год со дня реализации международного заговора. Мы пытаемся понять нынешние обстоятельства заговора против Оджалана и боремся с последствиями этого сговора. Примечательно, что именно курдский народ быстрее всех понял международный заговор и выработал стратегию борьбы. Курды начали акции протеста под лозунгом «Вам не затмить наше солнце» и наглядно продемонстрировали, какую позицию следует занять в отношении международного заговора.
Несомненно, понимание сути этого заговора и поддержка Абдуллы Оджалана – результат крепких связей. Курдский народ превзошел все ожидания, сорвав планы заговорщиков. Взаимоотношения участников освободительной борьбы и Оджалана укрепились за все прошедшие годы. Курды сохранили свою связь с лидером, выступив против международного заговора и постоянно требуя освобождения всемирно известного политика и мыслителя. Так курдский народ не позволил архитекторам заговора достичь своей цели.
Но следует помнить, что Абдулла Оджалан разделяет эту позицию борьбы. Он использовал свое заключение в тюрьме на Имралы для работы над идеологией и парадигмой освобождения. Обратившись к историческим источникам, к основам цивилизации, он расшифровал суть эксплуатации, рабства и заговора правящей системы. Развивая парадигму демократической современности, как альтернативу системе капиталистической современности, он указал путь к спасению не только для курдов, но и для всего человечества. Напомнив о месте курдов в общечеловеческой истории, он помог им осознать сегодняшнее положение дел. Это невероятно ценный труд. Такие шаги сделал Оджалан, проводя долгие годы в заключении на Имралы.
Отношение курдского народа к системе изоляции и пыток всегда было однозначным. Система, порожденная обстановкой на Имралы, была разработана в рамках международного заговора. Однако, курдский народ помешал её окончательной реализации, продолжая борьбу в четырех частях Курдистана и в других странах мира. Курды сохраняют эту позицию борьбы на протяжении 25 лет. За это время мир видел многочисленные кампании, демонстрации, конференции, непрерывные действия. Акции в поддержку Абдуллы Оджалана проходят во всех уголках мира, и друзья нашего народа делают всё, что могут, чтобы прекратить изоляцию Оджалана и добиться его освобождения. Дело курдского народа распространилось по всему миру и получило самую широкую поддержку. Это важное событие.
Теперь курды продемонстрировали свою волю к прекращению международного заговора, заявив, что требуют свободы для Оджалана и не откажутся от этого требования. Эту позицию с энтузиазмом поддерживают угнетенные народы, женщины и все демократические силы на Ближнем Востоке и во всем мире. Курдский народ и его друзья-интернационалисты обсуждают, как помочь дальнейшему развитию этого процесса и прийти к окончательной победе. Мы, освободительное движение, будем поддерживать эту позицию до конца. В борьбе с абсолютной изоляцией нам необходимо продолжать действовать.