Подготовлена к публикации карта секретных баз Турции в Южном Курдистане

Информационно-аналитический портал Lekolin.org подготовил к публикации специальный файл с картой, на которой обозначены старые, новые и секретные военные базы турецкого государства на территории Южного Курдистана.

После заявления председателя Партии националистического движения (ПНД) Давлета Бахчели от 22 октября 2024 года с призывом к роспуску РПК и обращением к парламенту Турции, депутат от ПНРД Омар Оджалан на следующий день, 23 октября, посетил тюрьму Имралы для встречи с лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом. Этот визит положил начало переговорному процессу, в ходе которого делегация ПНРД трижды встречалась с Оджаланом. Кульминацией переговоров стала встреча 27 февраля 2025 года на острове Имралы, где представители ПНРД и турецкого государства провели заключительные переговоры. По их итогам был обнародован манифест Оджалана под названием «Призыв к миру и демократическому обществу».

В обращении Абдуллы Оджалана под названием «Призыв к миру и демократическому обществу» содержится следующее заявление: «Учитывая обращение г-на Девлета Бахчели, проявленную волю нашего уважаемого Президента и позитивную позицию других политических партий, я объявляю о призыве к разоружению и беру на себя историческую ответственность за этот шаг». 

После оглашения заявления член делегации ПНРД Серра Сурея Эндер озвучил важный аспект, не вошедший в текст: «Когда г-н Оджалан представил эту перспективу, он подчеркнул, что для разоружения и роспуска РПК необходимо признание ее демократического и правового политического статуса».

В ответ на это Исполнительный комитет РПК в своем письменном заявлении от 1 марта сообщил, что их силы не будут предпринимать вооруженных действий, если на них не нападут. В заявлении относительно разоружения отмечалось: «Это может быть достигнуто только под реальным руководством Абдуллы Оджалана». Охарактеризовав обращение Оджалана как «Манифест эпохи», РПК заявила: «Это не конец, а, напротив, новое начало».

Призыв лидера курдского народа Абдуллы Оджалана и заявление РПК о прекращении огня получили положительный отклик в обществе, в то время как все внимание приковано к реакции турецких властей. Развернулись оживленные дискуссии как о необходимости политической демократизации, включая возобновление полноценной работы Великого национального собрания Турции, так и о прекращении военных операций и атак. В этом контексте особый интерес вызывает военная политика Анкары — сохраняется неопределенность относительно возможного вывода войск из старых и новых военных баз, расположенных преимущественно в Южном Курдистане, а также перспектив прекращения боевых операций.

С 1983 года турецкое государство систематически нарушает границы Ирака, постепенно захватывая территории Южного Курдистана. Однако, начиная с 2019 года, эти действия усилились: Турция проводит масштабные военные операции в районах Хакурке, Хафтанин, а затем в Метине, Запе и Загросе. На территории Ирака против партизан, защищающих свою землю и честь, применялось запрещённое оружие. С одобрения иракских властей и при поддержке Демократической партии Курдистана (ДПК) в Южный Курдистан были ввезены десятки единиц тяжелого вооружения и техники. Турция создала множество крупных и мелких военных баз на территории Ирака. Под предлогом борьбы с ИГИЛ*, но с реальной целью оккупации Мосула, в 2015 году была построена крупная турецкая военная база. С каждым годом число турецких войск растёт. 

Что ещё важнее, под прикрытием борьбы с ИГИЛ Турция, сотрудничая с ДПК, подготовила десятки парамилитарных вооружённых формирований и банд. Здесь обучались различные группировки — от туркменских банд «Рож» до баасистов и джихадистов. В стратегически важном регионе, который Анкара считает своей зоной влияния и стремится аннексировать, Турция при поддержке ДПК установила режим постоянного военного присутствия. 

Наличие турецкой базы в Башике представляет угрозу для Махмура, Шенгала и даже Рожавы. Однако наибольшая опасность грозит непосредственно для Ирака. Несмотря на то, что шиитские группы неоднократно требовали в иракском парламенте вывода турецких войск и, в частности, ликвидации базы в Башике, эти требования остались невыполненными. 

Хотя иракский парламент занял чёткую позицию по этому вопросу, правительства, связанные союзническими отношениями с Турцией, игнорировали решения законодательного органа. У Ирака были все юридические возможности остановить оккупацию, но он этого не сделал!

В свете этих событий аналитический интернет-портал lekolin.org подготовил специальную карту, детально отображающую все военные базы турецкого государства в Южном Курдистане — как старые, так и новые, крупные и мелкие, включая ранее неизвестные секретные объекты. Этот материал будет опубликован в виде комплексного досье, содержащего не только точное расположение баз, но и документально подтвержденные данные о принудительном выселении жителей деревень в результате турецких атак, случаях насильственного переселения, убийствах мирных жителей, применении химического оружия, фактах мародерства и масштабном экологическом ущербе, причиненном турецкими силами.

Особое внимание в публикации будет уделено аналитическому обзору военных операций, воздушных и наземных атак, которые турецкие вооруженные силы продолжают проводить против отрядов сопротивления с этих баз, несмотря на объявленное РПК 1 марта одностороннее прекращение огня. Lekolin.org представит полную статистику этих действий с момента объявления перемирия, что позволит составить объективную картину о реальных намерениях турецкой стороны в контексте мирного процесса.

Центр стратегических исследований Курдистана

*- террористическая организация, запрещена на территории РФ