Курдистан

Карасу: общество без культуры и искусства мертво

Мустафа Карасу рассказал о влиянии инициативы 15 августа 1984 года на сегодняшнюю курдскую культуру, а также о влиянии политики правительства ПСР/ПНД на все аспекты жизни в стране.

Во второй части этого масштабного интервью представитель Исполнительного совета АОK Мустафа Карасу рассказал о влиянии прорыва 15 августа 1984 года на сегодняшнюю курдскую культуру, а также о последствиях политики правительства ПСР/ПНД для всех аспектов жизни в стране, включая спорт. Карасу также упомянул события на фронтах южного Курдистана и сопротивление НСС.

Первую часть этого интервью можно прочитать здесь

- Абдулла Оджалан называет события 15 августа курдским воскрешением. Если оценить состояние курдской культуры, языка и литературы сегодня, какое влияние оказало 15 августа на эти сферы жизни нашего народа? Какими способами необходимо сохранять это влияние с точки зрения вашего движения?

- Культура и искусство – основные источники жизни народа и общества. Если в обществе нет культуры и искусства, оно мертво. До 15 августа курды в некоем смысле умирали. Их надежды рухнули, связи в обществе ослабли, а энтузиазм к жизни уходил, как вода в песок. Курдское общество жило, стараясь пережить текущий день; оно едва могло прокормить себя, у него не оставалось надежд на жизнь и лучшее будущее. В таком обществе не может быть высокого искусства или развитой литературы. Искусство и литература выражают эмоции народа и вселяют надежду. В них проявляется вера в будущее и ожидания от него.

Прорыв 15 августа принес очень важные результаты и для этих сфер. Благодаря ему курдское общество вновь обрело надежду. Абдулла Оджалан говорил: «Надежда ценнее всего на свете». Есть японская пословица, которая гласит: если вы потеряли имущество, возможно, вы потеряли нечто ценное, но если вы потеряли надежду, вы потеряли всё. Да, курды утратили надежду, но 15 августа она возродилась. Вернулись живые эмоции, волнение и вера в будущее. Наше общество оживилось, и курдский народ осознал, что он является нацией и обществом сам по себе, что он может добиться свободы и демократии и способен ощутить надежду на лучшее будущее.

Влияние 15 августа огромно. Суть человеческой жизни передается через искусство, литературу и культуру, но для того, чтобы искусство, литература и культура родились и были воплощены на практике, необходимы надежда и вера в будущее – факторы, которые создают перемены и запускают соответствующую динамику в обществе. Именно эти перемены породил прорыв 15 августа. Это был взрыв эмоций, волнений, энтузиазма и новой веры в будущее. Глаза людей засияли, их мировоззрение изменилось. За этим последовал прорыв в культуре, искусстве и литературе. Культурный центр «Месопотамия» был основан после событий, последовавших за 15 августа. Это, в свою очередь, сыграло важнейшую роль в формировании ценностей, которые были заложены в последующих серхильданах (восстаниях).

Развивались музыка, литература, поэзия и многие другие сферы. Курды начали жить, вернув себе энтузиазм и радость бытия. Они осознали жизнь и стали собой. До этого многие бежали от своей национальной идентичности. Суть этой идентичности не погибла, но казалось, что всё безнадежно. Политика геноцида и отуречивания, проводимая турецким режимом, имела определенный эффект. Инициатива 15 августа вызвала новую динамику в обществе, породив неординарные идеи и ценности, и привела к большим событиям в искусстве и культуре. Анализируя историю человечества, можно заметить, что периоды, когда искусство и литература развивались наиболее активно, – это периоды великих революций и борьбы. Великая французская литература возникла в период Просвещения после эпохи Возрождения. Русская литература в основном была создана в периоды перемен – как до, так и после революции; в это время зарождалась новая жизнь. Например, роман Чернышевского «Что делать?» раскрывает новые мысли и чувства, рождающиеся в русском обществе, которые впоследствии привели к великим событиям. Подобным образом Абдулла Оджалан, назвавший 15 августа курдским ренессансом, курдским воскрешением, действительно попал в точку. Наш лидер объяснил, что дух курдского общества был убит, сломлен и уничтожен; он показал, как курды теряли волю к жизни и утрачивали надежду. 15 августа изменило эту ситуацию и стало толчком к большим переменам. Сегодня, стремясь предотвратить новые перемены, Турция атакует литературу, искусство, культуру и язык нашего народа – ведь именно эти факторы создают сплоченное общество. Наша духовная жизнь, основанная на глубоких эмоциях, сплачивает нас, и именно её стремятся уничтожить враги. Именно литература, искусство и культура позволяют нам жить осмысленно. Вот почему сейчас под ударом оказались танец гованд, курдская музыка и язык; вот почему курдским группам не разрешают выступать с концертами. Мы слышим, что некоторые курдские артисты посещают концерты, организованные властями; так делать не стоит, это равнозначно участию в специальной войне на стороне противника. Мы осуждаем это самым решительным образом. Ни один курдский творец не может служить государству, поддерживая такую политику. Никакая курдская литература не может быть создана на этой основе. Те, кто действуют подобным образом, показывают, что они не понимают значения искусства. Они рассматривают искусство, только как развлечение или способ заработка. Это не искусство, это не истинное творчество. Если есть представители культуры, которые так поступают, они должны отказаться от этого. Иначе они будут прокляты в курдской истории.

- Всё в Турции определяется политикой правительства. Спорт – одна из таких сфер. В 2024 году в Париже прошли Олимпийские игры, и, хотя в них участвовало более сотни спортсменов, Турция осталась без золотых медалей. В обществе развернулись серьезные дискуссии о причинах сложившейся ситуации. Что вы об этом думаете?

- На самом деле, это результат говорит о том, что собой представляет правительство ПСР/ПНД. Это правительство уничтожает всё в стране, и Турция приходит в упадок. Разложение коснулось общественной морали, совести, культуры, искусства и даже спорта. Спорт уже не тот, что был раньше. Это не спортивные соревнования. Каждая страна хочет соревноваться, хочет, чтобы её спортсмены побеждали. Это естественно. Но правительство ПСР/ПНД превратило это в своего рода войну. Они преподносят каждую победу, как битву, выигранную на войне. Сразу после этого они делают заявления в СМИ, говоря, что будут так же успешны в борьбе с курдами. В Турции всё, будь то политика, искусство, спорт или что-то ещё, поставлено на службу войне. Это касается и футбола, который играет важную роль в их концепции специальной войны, особенно с 1990-х годов.

Этих спортсменов становится по-настоящему жаль. Они прилагают столько усилий, они упорно трудятся, они находятся в состоянии стресса. Если они проиграют, их назовут предателями, поэтому они должны побеждать. Для них это та же война; когда ты проигрываешь, это серьезное поражение. Им не по себе. Их словно ведут на войну, а не на соревнование. Но в этом заключается и причина их поражения. Они не могут ясно мыслить. Они соревнуются в тревоге и проигрывают. Так было во время правления ПСР, особенно в последние двадцать лет. В этой обстановке угнетения спорт превращается в войну, особую войну, часть войны против курдского народа.

Министр спорта обвиняет федерацию в отсутствии успехов, в то время как ответственность несет правительство. Они бесстыдны. В любом случае, все они – люди правящего режима. ПСР больше не нанимает никого, кто не имеет отношения к этой партии. Даже когда она нанимает государственных служащих, на работу берут лишь лоялистов. Все федерации подчиняются режиму, но он все равно обвиняет их. Именно правительство, ПНД, ПСР и их министры довели спорт до такого состояния. Это шовинизм, который они построили на этом виде спорта. Спортсмены отдают время своих жизней, свой труд, и все их усилия пропадают зря. На спортсменов давят, чтобы они выиграли войну против всего мира. Если вы возлагаете на этих молодых людей такое бремя, они не смогут получить даже бронзовую медаль, тогда как со своим упорством могли бы получить золотую. Ответственность за это несет министр спорта, а не федерация. Ответственность несет правительство. Спортивная политика этого правительства Турции должна стать предметом критики. Она должна быть исключена из числа инструментов этой специальной войны.

- Прорыв 15 августа ознаменовал начало курдской партизанской войны. Сегодня тысячи партизан – мужчин и женщин – ведут историческое сопротивление во многих районах Курдистана. Мурат Карайылан, главнокомандующий НСС, поделился с общественностью важной информацией о масштабах боевых действий. Что вы можете сказать об этой продолжающейся войне? Что ждет нас на её 41-м году?

- Прежде всего, я приветствую всех командиров НСС и партизанских бойцов, которые ведут эту великую борьбу. Я также чту память всех павших с глубоким уважением и благодарностью. Наши молодые товарищи ведут историческую борьбу. Это не просто сопротивление горстки людей – десяти или пятидесяти человек. Это сопротивление целого народа, и все они ведут борьбу в самых трудных условиях. Наши товарищи используют тактику туннельной войны и мобильных групп в зонах обороны Мидии; они ведут историческую борьбу, проявляя верность воинскому долгу и высокий профессионализм. Все курды должны видеть меру их подвига. Эти бойцы заслуживают всяческого уважения.

Прежде чем говорить о сопротивлении в зонах обороны Мидии, следует отметить, что в последнее время в северном Курдистане шло масштабное сопротивление. Произошло несколько решающих столкновений, в которых порой гибли наши дорогие друзья. В связи с этим я с уважением и благодарностью чту память всех наших товарищей, чьи жизни оборвались в северном Курдистане. Их решимость и мужество позволят обществу продолжать свою борьбу.

Сопротивление в зонах обороны Мидии приобрело настоящий размах. Недавно отряд ПВО имени Догана Зинара нанес важные удары по диспозиции врага. Турецкие подразделения изменили свою стратегию. До сих пор они наступали по суше с севера и пытались продвигаться на местности шаг за шагом, ведя бои. Однако, теперь ситуация изменилась благодаря сотрудничеству с ДПК. Теперь они проникают в районы ДПК через Хабур, используя асфальтированные дороги, и пытаются собрать свои силы на юге, чтобы окружить и атаковать партизан. Сейчас противник атакует не только Зап, Метину и Авашин, но и Гаре, пройдя через Дералук – они идут по дорогам с юга. Они атакуют позиции партизан по всему району Бергаре, наносят авиаудары, сжигают и разрушают деревни. Эта война вышла на новый уровень после 3 июля, при сотрудничестве с ДПК. Теперь Турция действует в южном Курдистане, как если бы это были турецкие земли. Раньше противник атаковал НСС с севера, от границы, используя свои дороги и занятую турецкими войсками местность. Они наступали волна за волной, посылая сначала военную авиации и БПЛА. Теперь всё не так. Теперь их стратегия – окружение Метины, Запа и Авашина с юга. Как я уже отмечал, район Гаре тоже оказался под ударом. Сейчас горят деревни в Бергаре. В зонах обороны Мидии пылают пожары. Общественность должна знать, что турецкие самолеты атакуют регион десятки раз в день. Каждая подобная атака означает пожар. Поэтому в партизанских районах постоянно вспыхивают пожары. Курдистан в огне, и ДПК наблюдает за этим. Так выглядит их патриотизм, так выглядит их любовь к родине. После окончания весны, в течение шести месяцев вплоть до самой зимы, каждый авианалет означает пожар. Подумайте о пожарах в Турции прямо сейчас. Малейшая мелочь вызывает возгорание. В Греции тоже пылают пожары. Что бы произошло, если бы в такой период местность бомбили десятки раз каждый день? Именно это происходит в зонах обороны Мидии. Там идет интенсивная война. Не стоит забывать и о Хакурке – бои идут повсюду.

Турецкие власти заявляют, что возьмут контроль над этой местностью. Они работают над этим при поддержке ДПК. Причина, по которой они в последнее время так много говорят о том, что одержат верх, заключается в том, что теперь они рассматривают южный Курдистан не только как территорию, управляемую ДПК и Багдадом, но и как свою вотчину. Они считают эти земли зоной своего влияния, как Мардин и Сиирт. Вот почему они так говорят. Но, конечно, сопротивление будет продолжаться. Партизаны отвечают на атаки турецкого режима, используя соответствующую тактику – военные туннели и мобильные группы. Каждый туннель хорошо укреплен, и мобильные группы постоянно используют эти подземные сооружения, атакуя противника в самый неожиданный момент. Ещё одна особенность туннелей заключается в том, что они позволяют доминировать на местности. Оккупационные войска не могут приблизиться к районам, где есть подобные оборонительные сооружения. Таким образом, мобильные группы сдерживают противника. Если раньше партизаны могли атаковать только в дождливую погоду, теперь они научились наносить удары в любое время года, будь то под дождем или под открытым небом. Это сопротивление будет продолжаться, потому что это борьба курдского народа за свободу и лучшее будущее. Это война на жизнь или смерть.

Они ведут войну, чтобы уничтожить курдский народ. Они ведут войну с целью геноцида курдов. Они не признают ни факта существования курдов, как единого народа, ни даже права ДПК на существование. Сейчас они сотрудничают с партией Барзани с единственной целью – использовать их против РПК. Если партизан не станет, с ДПК быстро покончат. Она ничего не сможет сделать. Турецкий режим хочет уничтожить курдский народ, не зная других способов существования, кроме концепции национального государства. Они хотят превратить весь Курдистан в свою зону экспансии. Это то, к чему стремится режим Эрдогана. Все курды понимать это. Эта вражда направлена не только против курдских левых революционеров, политиков и социалистов. Для турецкого режима не имеет значения, какой политической мысли придерживаются курды. Они враждебны к нам в любом случае. Эта ненависть не имеет четкой политической окраски. Турецкий режим враждебен ко всем курдам просто потому, что они курды, потому, что у них есть курдская идентичность и они хотят жить в рамках своей культуры. Не обманывайте себя.

Сопротивление товарищей будет продолжаться. Я передаю им теплые приветствия. В то же время наш народ, наша интеллигенция и все курдские партии должны выразить свою солидарность более четко. Они не могут просто стоять в стороне и делать случайные заявления. Независимо от того, откуда они родом – с севера, востока, юга или запада страны, – все курдские партии и организации должны принять историческую ответственность и поддержать эту борьбу. Молодежь и женщины должны оказывать всяческую поддержку этой борьбе. Никто не должен говорить, что, поскольку партизаны уже сражаются и ведут сопротивление, они сами не должны играть никакой роли. Это не конфликт партизан; речь идет о выживании народа, и это касается каждого. Вот почему сегодня необходима более конкретная поддержка партизанской борьбы в Курдистане.