Партизанская борьба и частичное отступление турецкой армии

2022 год стал годом беспрецедентного сопротивления в Курдистане. Сейчас мы стоим на перепутье. Партизаны, которых противник намеревался уничтожить легко и быстро, добились серьезного прогресса.

2022 год вошел в историю благодаря беспрецедентным примерам сопротивления. Оценку любого года следует давать в свете его развития и итогов. В миг окончания этого года мы находимся на распутье, проживая важный этап исторического процесса, открывающего двери во второе столетие Турецкой Республики. Противник ставит свои цели на 2023 год, намереваясь расширить зону оккупации. Турция заключает союзы, руководствуясь идеологической позицией прошлого века, которая характеризуется отрицанием прав других народов, ассимиляцией и эксплуатацией. На втором веке существования республики Турция намерена стать гегемоном. Можно сказать, что режим Эрдогана, который демонстрирует синтез исламской и фашистской идеологий и видит единственный способ продления своего существования в войне в Курдистане, открыл дверь к своему масштабному поражению, вторгшись в Южный Курдистан. Партизаны, которых противник намеревался уничтожить легко и быстро, добились серьезного прогресса. С начала вторжения – первых авиаударов, нанесенных 14 апреля 2022 года, и наземного наступления 17 апреля 2022 года, – защитники Курдистана ведут историческую борьбу против турецкой армии. Они снова доказали свою непобедимость, оказывая сопротивление модернизированной армии НАТО со всеми её технологиями. То, что сейчас подразделения оккупационной армии оставляют ряд пунктов своего расположения и бегут в панике, лишь часть результатов этой борьбы.

25 декабря 2022 года пресс-центр Народных сил самообороны Курдистана (НСС) заявил, что оккупационные войска отступили из некоторых районов сопротивления: «После акции 5 декабря в районе сопротивления Саджа, в ходе которой были ликвидированы несколько высокопоставленных офицеров, турецкие войска отступили из района возвышенности Курожахро, из села Саджа в городе Шеладизе в Амадии, из окрестностей Гре героя Сипана и из Дола героя Кунджи, где был убит один из турецких командиров. Более того, вражеские войска оставили все места своего расположения в районе сопротивления Гре Джуди, где они сжигали останки собственных солдат, скрывая потери по приказу Хулуси Акара. 11-12 декабря партизаны вели интенсивный огонь по возвышенностям героев Кендала, Шилан, Чакдара, Бахтияра, Савушки и Лешкера; в результате турецкая армия понесла тяжелые потери и отступила. Противник ввез большое количество боеприпасов и военных материалов в окрестности Гре Джуди, чтобы возвести в этом районе постоянный опорный пункт. Чтобы груз не попал в руки НСС, его сбросили в ущелье. Тем не менее, во время своего панического отступления турецкие солдаты бросили немало военного имущества. На данный момент Турция оставила поселение Саджа и его окрестности на востоке Запа и районы на западе Запа, за исключением Гре ФМ и Гре Хаккари.

Вывод войск из этих районов стал результатом эффективной тактики партизан. Однако, у этого успеха есть три главных причины. Первая – масштаб развернувшейся борьбы. Мобильные партизанские отряды контролировали всю местность благодаря отточенной тактике и стали кошмаром для оккупантов. Более того, противник осознал, что его техническое превосходство не столь значительно, как казалось в начале вторжения – турецким ВВС не удалось нанести партизанам значительных потерь в ходе высокоинтенсивных воздушных атак. Именно новый поход к ведению боевых действий помог НСС добиться таких результатов. Наиболее эффективный метод ведения боевых действий в этих условиях – мобильные партизанские группы, а также использование системы военных туннелей. Эта тактика оправдала себя, несмотря на суровые зимние условия. Фактически, партизаны сражаются круглый год без перерыва, но турецкие захватчики оказались более зависимы от погодных условий и не смогли воспользоваться техническим преимуществом. Как же так вышло? В течение многих лет турецкая армия придерживалась стратегии «установить контакт, отступить, уничтожить противника при помощи дальнобойного оружия». В рамках этого подхода Турция полагалась на собственное современное оружие и передовые технологии. Другими словами, вражеские войска воевали в первую очередь при помощи артиллерии. Представьте себе армию, которая не может ступить ни  единого шага без воздушной атаки. Защитники Курдистана годами сопротивлялись военной тактике вражеских войск и разрабатывали методы, позволяющие помешать турецкому наступлению путем контратак. В битвах при Запе курдские партизаны смогли применить разработанные НСС решения этой задачи. Партизанские силы сохраняют контроль над территорией, не выдавая своих позиций до момента удара. Когда вражеские войска начинают перемещаться по местности, не ожидая атаки, мобильные отряды НСС вступают в бой. В битве за Зап такая тактика была использована практически везде, где пытались расположиться оккупационные войска.

Турецкие вертолеты избегали этих районов, так как регулярно оказывались в зоне обстрела партизан. За восемь с половиной месяцев войны было сбито одиннадцать военных вертолетов и подбито почти 100. Когда мы оцениваем результаты этих сражений, цифры важны, но ещё важнее тот факт, что партизаны успешно боролись с одной из крупнейших армий НАТО.

Вторая причина заключалась в том, что доступ в эти районы был легче, чем на стратегические вершины. Здесь противник рисковал оказаться в зоне поражения в любой момент. Фактически, каждый из упомянутых в заявлении НСС районов имеет немаловажное стратегическое значение. Районы, которые мы называем восточным и западным Запом, по сути, включают оба берега реки. Горный хребет Курожахро на востоке Запа возвышается над Шеладизе. Эта гряда тянется вдоль населенных пунктов до района Амадии. Сейчас эти поселения находятся на разделительной линии между армией Турции и городами Южного Курдистана. Там тоже продолжается непрерывная борьба. Деревня Саджа расположена в получасе езды от района Чамчо у подножия холма Каркер. Через этот район проходят многие транспортные пути. В прошлом году Турция намеревалась использовать жителей региона во время оккупации. С этой целью MIT и Parastin [разведывательная служба Демократической партии Курдистана] провели несколько встреч с представителями племен региона. Местным жителям предлагали бороться против партизан. Им предлагали строительство дорожного полотна через Ренчбираху, обещая выгодное сотрудничество в ходе дорожных работ, а также часть доходов за эксплуатацию этой дороги. Население категорически отказалось. В результате ДПК прибегла к провокациям, но эти усилия тоже провалились. Позже турецкий режим начал военное наступление, используя запрещенное химическое оружие и термобарические бомбы в ходе боев на местности.

В этих районах были совершены тысячи военных преступлений. Особенно сильно пострадали окрестности Саджи, население этой деревни и бойцы, которые отстаивали данный район. Одиннадцать партизан героически сопротивлялись врагу до последнего вздоха и погибли в результате химической атаки. Вражеские подразделения использовали все виды современной техники, но прорвать линию сопротивления им не удалось партизан; не удалось и закрепиться на местности. Здесь холм Гре Джуди возвышается прямо над рекой Зап. Это район примыкает к зоне сопротивления Гре ФМ. Слева расположен горный хребет Гре Хаккари, а перед ним – возвышенность Гре Амеди. Эти районы образуют рельеф, способствующий обороне. Когда в бой вступают мобильные группы, эта местность становится адом для турецкой армии. Здесь Турция понесла наибольшие потери. Турецкие войска уничтожали останки собственных солдат, чтобы их тела не попали под контроль партизан и военные потери не стали достоянием общественности. На этой местности захватчики понесли такие потери, которые могли бы характеризовать боевые действия в полноценной войне между армиями двух государств.

Третья причина успеха НСС заключалась в том, что противник не мог контролировать свои отряды. Турция рассредоточила свои войска на очень масштабной территории, которую партизаны знают до последнего камня и где они готовились вести боевые действия годами. Противник доставил в эти районы тяжелую военную технику, но сейчас он был вынужден занять оборонительную позицию, ограничив район своих действий, так как понес серьезные потери. Это стало еще одной причиной для частичного вывода войск. Рассредоточив свои силы на местности, турецкое командование не может ни координировать их, ни защитить свой личный состав от партизан. Помимо тысяч солдат, убитых или раненых на этой войне, многие из них страдают от психологических проблем; их моральный дух низок. Турецкие военнослужащие видят, что их легко могут оставить на произвол судьбы. В случае своей гибели они не уверены, что могут даже рассчитывать на похороны. Каждый миг они чувствуют на своей шее прицел партизанских снайперов. Неоднократные визиты самого министра Акара, посещавшего фронт, не помогли вернуть присутствие духа турецким войскам. Противоречия между насущными проблемами и неспособностью командования управлять ходом сражений усугублялись. Можно сказать, что турецкая армия потерпела крах.

Разумеется, тот факт, что оккупационные войска частично выведены из этих районов, не означает, что бои прекратились или что Турция полностью вывела свои войска. Перемещения турецких солдат не завершены, и на данном этапе в регионе идут ожесточенные бои. Мобильные партизанские силы удерживают контроль над всеми районами, где присутствует противник. Сейчас, когда турецкие солдаты пытаются закрепиться в любом районе, она стараются занять позиции на возвышенностях. Однако, отряды НСС могут вести бой в условиях любой местности. В настоящее время Турция сохранила свое присутствие в таких районах, как Авашин, Хакурке и Хафтанин, и режим утверждает, что эти районы заняты полностью, но партизаны ведут активные бои в центре Авашина. Вот что вам нужно знать вкратце о ситуации на фронтах Курдистана. Эти территории не занять легко, даже если сюда придут десять армий. Об этом свидетельствует вся история этой земли. Когда враги сталкиваются с партизанами, в этих горных районах им становится трудно дышать. Сегодня между турецкими войсками и городами Южного Курдистана существует только одно препятствие – партизанские отряды. Но этого препятствия достаточно, чтобы вселить ужас в сердца вражеских солдат. Однако, сейчас очень важно, чтобы все курдские силы оказали партизанам свою поддержку, и тогда эти результаты будут приумножены многократно».