12-13 апреля в Анталии прошел Форум международной дипломатии, на котором делегация Ирака встретилась с представителями турецкого правительства. В составе делегации Ирака присутствовал заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Фуад Хусейн, а с турецкой стороны на встрече присутствовали министр иностранных дел Хакан Фидан, министр национальной обороны Яшар Гюлер, глава Национальной разведывательной организации (MIT) Ибрагим Калын и заместитель министра внутренних дел Мунир Каралоглу.
После завершения встречи Хакан Фидан выступил перед прессой и затронул вопрос Шенгала, заявив, что Турция выразила Ираку свои опасения по поводу ситуации в этом регионе. «Мы передали Ираку наши опасения по поводу Шенгала. Мы увидим результаты через некоторое время», — отметил Фидан.
Мероприятие стало частью 5-го заседания турецко-иракского механизма безопасности высокого уровня, который был создан в рамках соглашения о безопасности, подписанного между Ираком и Турцией 15 августа 2024 года. Это соглашение было направлено на совместную борьбу с Движением за свободу Курдистана (РПК) и укрепление безопасности в приграничных районах.
По словам участников саммита, соглашение предусматривало создание общей структуры для борьбы с угрозами, направленными против суверенитета обеих стран. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности границ, обмену разведывательными данными, созданию совместного центра безопасности и регулярным встречам для координации действий.
Напряженность вокруг Шенгала также обсуждалась в контексте предыдущих соглашений, в том числе соглашения от 9 октября 2020 года, подписанного между Ираком и Демократической партией Курдистана (ДПК), в котором прописано вмешательство Турции в административную и политическую структуру региона Шенгал. Это соглашение предусматривало ликвидацию сил самообороны, таких как Отряды сопротивления Эзидхана (ОСЭ) и Женские отряды Эздихана (ЖОЭ), которые активно боролись против ИГИЛ* и сыграли важную роль в защите езидской общины в регионе.
Дипломатическое давление, оказываемое Турцией на Ирак, направлено на реализацию этих соглашений, несмотря на то что Ирак продолжает рассматривать данный вопрос как «внутреннее дело».
*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ