Европа

Лучарони: сражавшиеся против ИГИЛ были преданы

Сара Лучарони, автор книги «Свет Шенгала», сказала: «То, что происходит сегодня в Курдистане, – один из результатов действий западного колониализма на этих землях. Тех, кто сражался и победил ИГИЛ, предали».

Массовые убийства езидов, которые начались после нападения террористического бандформирования на Шенгал 3 августа 2014 года, и то, что случилось в результате этой резни, остается темой литературных и художественных произведений.

Итальянская журналистка Сара Лучарони отправилась в Шенгал после нападения бандформирований ИГИЛ* и проигрыша террористической организации. Она написала книгу «Свет Шенгала. Путешествие к месту геноцида езидов».

- Можете ли вы рассказать нам о себе?

- Я итальянская журналистка и писательница. Я делала репортажи из Ирака, Сирии и Турции и журналистские расследования для L'Espresso, Avvenire, Domani, Speciale TG1, SkyTG24. Я также работаю для TV2000, La7 и Rai3. Я пишу о правовых нормах, законности и антифашизме; на данный момент я опубликовала три книги: «Тьма под мундиром. Загадочные смерти среди государственных служащих» (2021), «Всегда он. Почему Муссолини никогда не умрет» (2022) и, наконец, «Свет Шенгала», вышедшую месяц назад.

- Расскажите о книге «Свет Шенгала. Путешествие к месту геноцида езидов». Как вы решили заняться бедой езидов и резней в Шенгале, и что повлияло на вас больше всего?

- Когда Исламское государство* завоевало равнину Ниневии, меня поразили кадры с мест событий, когда население бежало на гору Шенгал ни с чем, пешком, в полном отчаянии. Это были езиды. Всё это происходило в августе 2014 года. В октябре того же года, когда я наблюдала за войной в Ираке и Сирии из Италии и читала о жестокости боевиков Аль-Багдади, незнакомый мне юноша-езид, о котором я никогда раньше не слышала, позвонил мне с вершины той горы и попросил о помощи. Им была нужна обувь для детей; было холодно, а они находились там с самого лета. Мой номер ему дал друг, о котором мы даже не подозревали – это был Али аль-Джабири, художник родом из Багдада. Этот юноша создал группу поддержки вместе со своими родственниками и жителями деревни и помогал, чем мог, семьям, которые вынужденно стали беженцами. С того самого момента и до сегодняшнего дня я много рассказывала о езидах и 74-м геноциде, с которым они столкнулись, и меня поразил их дух единства, а также идея братства между народами. Они придерживались принципов пацифизма и терпимости.

- В своей книге вы рассказываете о резне, устроенной ИГИЛ, и об опыте езидского народа. Какие источники вы использовали для работы над ней?

- Я использовала только прямые источники. Книга рассказывает о моей первой поездке в Шенгал, которую я организовала через несколько месяцев, получив тот телефонный звонок. Фактически, когда были приняты необходимые меры безопасности, я отправилась в Южный Курдистан, чтобы увидеться с группой людей, благодаря которым мне удалось описать войну против Исламского государства с точки зрения езидов. Я встречала деревенских старост, похищенных женщин, которым удалось бежать, выживших после оккупации, священников, беженцев, которые жили в лагерях и отчаянно пытались выяснить, что случилось с их похищенными матерями, сестрами и дочерями.

- Какими были ваши первые впечатления, полученные в Шенгале?

- Было очень трудно прожить двадцать дней в реальности войны, среди отчаяния, но я также была благодарна тем, кто принял меня и позволил мне подробно рассказать обо всем, что переживают езиды. Все было уничтожено – 80% домов были разрушены, в регионе не было работающих больниц, отсутствовала подача воды и электричества, дороги были заблокированы. Когда я приехала, с одной стороны горные районы уже были очищены, а Мосул, Шенгал и Тель-Афар все ещё были заняты террористами. Кроме того, ситуация выглядела очень опасной, потому что были похищены несколько западных журналистов. Их обезглавливали и снимали пропагандистские видео. Пешмерга и боевая группа езидов, с которыми я работала в предыдущие месяцы, сопровождали меня на моем пути из Италии, и я чувствовала себя в безопасности. Но мне было очень тяжело видеть их трагедию.

- Не могли бы вы рассказать о содержании вашей книги тем, кто еще не читал её?

- Прежде всего, я могу сказать, что это художественная книга, а не эссе. Я рассказываю о моей работе в Шенгале, о встречах и интервью, которые я брала, о жизни в разрушенных деревнях, о бойцах, о жизни тех немногих, кто вернулся домой, о тяготах перемещенных лиц, о насилии над женщинами в вооруженных конфликтах, о религии езидов и их традициях, об идеологии и крахе Исламского государства, о сложном фоне событий во время войны 2003 года в Ираке.  А ещё – о закулисье работы журналиста, освещающего конфликт, эмоциях, ошибках, слезах и сомнениях работников этой профессии.

- Считаете ли вы, что езиды, пережившие множество массовых убийств за сотни лет, были брошены на произвол судьбы международным сообществом и остались в одиночестве?

- Да. Достаточно сказать, что никто не осудил джихадистов, совершивших преступления против езидских женщин и мужчин. Только Германия вынесла два обвинительных приговора двум бывшим членам Исламского государства за совершенные ими военные преступления и преступления против человечности. Но большинство наемников по-прежнему находятся в тюрьмах, которые расположены на курдских территориях, а их жены и дети – в лагере беженцев «Холь» на территории Сирии. Многие западные государства репатриируют своих граждан из этих тюрем и лагеря только после крайне медленной бюрократической процедуры. Кроме того, в Шенгале до сих пор не вскрыты огромные массовые захоронения, даже по прошествии десяти лет. На сегодняшний день ничего не известно о судьбе более 2000 человек, которые были похищены и до сих пор числятся пропавшими без вести. Лишь немногие семьи смогли вернуться домой. Только немногие неправительственные организации и фонды сделали что-то конкретное для восстановления региона и города. Но этого слишком мало.

- Хотя жители Шенгала требуют признания собственной автономной администрации, это требование постоянно отвергается. Вы внимательно следите за событиями. Почему вы считаете, что для Шенгала важно иметь собственную автономную структуру управления?

- Многие езиды говорят мне, что не знают, где можно получить для себя документ, например, паспорт или удостоверение личности. Гражданская война 2003 года, а затем джихадисты Аль-Багдади разрушили общественные связи и оставили людям только страх и недоверие между общинами. Это очень серьезная проблема. Есть ещё одна сложность – территория Шенгала имеет стратегическое значение, и каждый хочет установить там свой флаг. Но Шенгал должен принадлежать тем, кто населял его и жил там сотни тысяч лет. Я говорю о езидах и всех этнических меньшинствах Ниневийской равнины. Они должны иметь возможность выбирать свой путь и определять судьбу самостоятельно, без внешнего влияния. Наконец, они должны иметь политический вес. Кто-то говорил о протекторате под эгидой ООН. Я не знаю, может ли это стать подходящим решением, учитывая недавний крах гуманитарного права в Газе.

- Как вы знаете, Шенгал – мишень турецкой агрессии. Как мы должны оценивать атаки турецкого режима в этом регионе?

- Турция очень опасна, её правительство интригует и никогда не дает никаких политических гарантий – они считают РПК своим врагом, которого нужно победить любой ценой, не жалея гражданского населения. С этим столкнулись многие езиды, которые не приняли ни одну из партий или вооруженных группировок в Шенгале. Это проблема, и её необходимо решать.

- Как вы знаете, курды, особенно РПК, сыграли важную роль в военном поражении ИГИЛ в Шенгале и Сирии. Что бы вы хотели рассказать об этом, принимая во внимание текущий этап?

- Курдские отряды, связанные с партизанами РПК, сыграли важную роль в разгроме Исламского государства. Они проявили подлинный героизм на поле боя и на этапе поддержания безопасности, когда бои за Шенгал закончились. Однако, их продолжают предавать все силы, действующие на Ближнем Востоке. И, к сожалению, теперь на курдов снова ложится весь огромный груз чаяний о признании их автономной территории. Это одна из множества исторических несправедливостей и одно из последствий того безграничного зла, которое причинил этим землям западный колониализм.

* - террористическая организация, запрещена в РФ