Курдистан

Сабри Ок: ситуация Оджалана должна стать всеобщей повесткой

Сабри Ок заявил: «Не только освободительное движение и наши лидеры, но и все курды и товарищи-интернационалисты должны сделать ситуацию Оджалана своей основной повесткой дня.

Член Исполнительного совета АОК Сабри Ок заявил: «Не только освободительное движение и наши лидеры, но и все курды и товарищи-интернационалисты должны сделать ситуацию Оджалана своей основной повесткой дня. Обсуждайте, что правильно, что входит в понятия вашего долга и ответственности, и что можно сделать в сложившихся обстоятельствах».

- Вот уже 40 месяцев от курдского лидера Абдуллы Оджалана не поступало никаких вестей. У нас нет никакой информации о ситуации в тюрьме на Имралы. Курдский народ продолжает требовать освобождения Оджалана. Как вы оцениваете сопротивление и борьбу на Имралы, а также действия курдского народа и интернационалистов?

- Сегодня наше внимание сосредоточено на ситуации Оджалана. Не только освободительное движение и наши лидеры, но и все курды и товарищи-интернационалисты должны сделать его ситуацию своей основной повесткой дня. Обсуждайте, что правильно, что входит в понятия вашего долга и ответственности, и что можно сделать в сложившихся обстоятельствах. Сам Оджалан говорил, что чего бы с ним ни случилось, будь то вопрос жизни или смерти, причина будет сокрыта в политической сфере. Вот уже почти 26 лет он провел, как политический заложник, в застенках Имралы, и 40 месяцев от него нет никаких вестей. Турецкий режим наблюдает за ним 24 часа в сутки с помощью видеокамер. На его плечах лежит тяжелое историческое бремя. Мы можем только представить, какое давление оказывают на курдского лидера. На Имралы идет настоящая война. Турецкий режим считает Имралы главной целью репрессий, пока Эрдоган и Бахчели ведут войну на истребление против курдского народа. Если бы условия на Имралы были хотя бы близки к нормальным, если бы Оджалан мог жить нормальной жизнью, а турецкие власти уважали и принимали его роль лидера, ситуация была бы совсем другой и оказала бы положительное влияние на Турцию. Этот факт не является преувеличением.

Пульс турецкого общества и курдского народа бьются в тюрьме на Имралы. Никто не может утверждать обратное. Поэтому будущее Турции, демократизация и вопрос освобождения курдского народа тесно связаны с освобождением Абдуллы Оджалана. Каждый несет ответственность за то, чтобы день свободы настал. Наше движение, а также все революционные силы и люди совести должны бороться за решение этой задачи. Именно поэтому кампания за освобождение Оджалана и демократическое решение курдского вопроса, которая началась восемь месяцев назад, получила поддержку во всем мире. Этот факт имеет огромное значение. Кампания продолжается до сих пор, и поэтому ученые, революционные силы и молодежь читают и обсуждают тюремные труды, чтобы понять парадигму нашего лидера. Эта парадигма – глоток свежего воздуха для человечества. Несомненно, кампания достигла определенного уровня, но мы никогда не должны успокаиваться. Инициатива должна продолжаться каждый день, и каждый должен считать себя ответственным за это. Каждый курд и каждый человек совести должен спросить себя, что он сделал для этой кампании. Пока Оджалан не получит свободу, никто не должен говорить: «Мы многое сделали, добились успеха, и теперь можем расслабиться».

Как я уже говорил, одна из наших главных целей – свобода Абдуллы Оджалана. Сегодняшняя изоляция бесчеловечна. Семья и адвокаты должны иметь возможность посещать его. Поэтому мы боремся за то, чтобы курдский лидер мог воспользоваться этим правом, но все же наша главная цель – его освобождение. Конечно, борьба продолжается, но пришла пора расширить её фронт. Как люди мира приняли Манделу, так и мы должны принять Оджалана. Не только курдский народ, но и наши друзья из множества стран мира стояли у начала кампании, и это тоже очень важно. Демократические силы, интернационалисты, социалисты, женские и молодежные движения должны донести эту кампанию до своих кругов. Необходимо участие всего общества, а не только ряда соратников. Рожава также выступает за эту кампанию, и это прекрасная новость. Мы уважаем работу, которую проводят в Северном Курдистане и Турции. Там идет борьба, но её пока недостаточно. Демократические и социалистические силы, а также курдские институты, действующие в Северном Курдистане, должны смириться с тем, что есть вещи законные, а есть моральные. Необходимо принимать соответствующие меры. Мы считаем борьбу за свободу Оджалана в Северном Курдистане и Турции незавершенной.

Общество не должно успокаиваться, оно должно сопереживать. Наш народный лидер вытащил курдов из могилы, в которой мы были похоронены заживо. Благодаря ему курдский народ достиг сегодняшней стадии борьбы и свершений. Курдское общество, наши друзья-интернационалисты и силы свободы и демократии должны указать на творящуюся несправедливость. Уничтожая Оджалана, турецкие фашисты хотят уничтожить будущее всего нашего общества. Соответственно, борьба должна быть более масштабной, чем когда-либо прежде. Это гуманитарный критерий. Как я уже сказал, некоторые усилия на определенном уровне предпринимаются и сейчас, но давление и пытки на Имралы продолжаются. Поэтому общество должно восстать и продолжить противостояние. Кроме того, необходимо расширять борьбу в правовом поле. Тысячи адвокатов в Турции вынесли этот вопрос на повестку дня. Это очень важно. Всё общество должно увидеть ложь турецкого режима и истинное лицо Эрдогана.

- 29 июня – годовщина казни шейха Саида, а 30 июня – годовщина самопожертвования товарища Зилан. Что вы хотели бы сказать в связи с этими двумя датами?

- Я с уважением чту память товарищей Зилан, Семы и Гулан, как и всех наших павших героев. Я также с уважением вспоминаю шейха Саида, который занимает важное место в сердцах и истории курдского народа. Мы являемся его последователями. Как возникла РПК? Все понимают, что без Мазлума, Кемаля, Хайри, Ферхата и их сопротивления в тюрьмах не было бы и партии. Какой была бы РПК без Агида, без десятков друзей, которые боролись против международного заговора, отдавая свои жизни, без Зилан, которая принесла высшую жертву? Все они создали эту культуру. Они – история и реальность РПК. Наш долг – следовать за этими товарищами и защищать их ценности. Поэтому я ещё раз чту их память и с уважением склоняюсь перед ними. Наше движение, народ, РПК и АОК черпают свою силу в их достижениях. Борьба продолжается, и мы убеждены, что добьемся успеха, несмотря ни на что».

Они казнили шейха Саида и Саида Рызу, и сегодня никто не знает, где находятся их могилы. Это типичная политика Турции. Режим хочет уничтожить историческую память курдского народа и заставить нас забыть, кто мы такие. Сегодня у РПК тысячи павших, местонахождение могил которых неизвестно. Несколько дней назад тысячи людей посетили кладбища героев в северном и южном Курдистане, а также в Рожаве. Когда шейха Саида казнили, таких возможностей не было. Его убили, и теперь никто не знает, где находится место его последнего упокоения. И здесь РПК дала достойный ответ истории. Шейха Саида казнили не только потому, что он представлялся религиозным человеком. Он был сознательным человеком и говорил на пяти языках. Сын шейха Али Риза однажды сказал: «У моего отца было национальное сознание». Все наши усилия направлены на то, чтобы воплотить неосуществленные мечты и чаяния наших предшественников. Как сказал однажды Оджалан: «Я постараюсь воплотить их мечты, и я добьюсь успеха». Мы всегда будем стараться сыграть свою роль, понимая меру нашей ответственности. Мы постараемся быть достойными ценностей курдского народа и памяти его героических павших.