Курдистан

Сабри Ок: турецкое правительство ведет психологическую, экономическую и политическую войну

Сабри Ок ответил на вопросы, связанные с военной обстановкой в регионе.

Во второй части этого интервью Сабри Ок, представитель Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК), ответил на вопросы, связанные с текущей военной ситуацией, уделив особое внимание Ираку. Он также рассказал о недавних европейских выборах и о внутриполитической ситуации, сложившейся в Турции.

Первую часть этого интервью можно прочитать здесь

- В последнее время говорят, что Турция планирует крупную атаку в зонах обороны Мидии в летние месяцы. Для этого прошло множество встреч между представителями Ирака и Турции. Каковы результаты этих переговоров? На каком этапе находится война между турецким режимом и партизанами?

- В зонах обороны Мидии и в тюрьме на Имралы продолжается настоящая война. На самом деле, обстановка накалилась и в Турции. Никто не может дышать спокойно. Это психологическая, экономическая и политическая война. Турецкие чиновники заявили, что летом в зонах обороны Мидии начнется вторжение, и Турция «успешно» уничтожит партизан. Они пытаются воплотить эти планы в жизнь с 16 апреля, и с тех пор в регионе идут ожесточенные бои. Судя по всему, курдскому народу и демократическим силам не удается осознать ситуацию полностью. Иногда возникает ощущение, что здесь существует два мира. С одной стороны, в зонах обороны Мидии идет война, а с другой – каждый живет в своей собственной реальности. Если Турция добьется результатов в борьбе с партизанами, никто не сможет продолжать спокойно жить в северном Курдистане и турецких городах. Именно поэтому они всеми силами атакуют партизан. Благодаря сопротивлению партизан турецкая армия оказалась в тупике. В Запе, Метине, Хакурке, Гаре и во всех других районах зон обороны Мидии продолжается сопротивление, опирающееся на многолетний опыт и дух самопожертвования. Никто не сможет противостоять защитникам Курдистана. Что бы ни делали захватчики, руководящие второй по мощи армией НАТО, никто не сможет встать на пути партизан. Турция воюет безнравственно и пользуется полной поддержкой НАТО. Но, несмотря на это, она не может добиться результатов в борьбе с партизанами. Наш народ должен понимать этот факт и черпать в нем мужество.

Уже весной турецкие делегации постоянно вели переговоры с иракскими представителями. Они просили Ирак и ДПК (Демократическую партию Курдистана – прим.) об альянсе, чтобы сражаться против курдских партизан. Мы примерно знаем, что обсуждалось в ходе их встреч и какие результаты были достигнуты по итогам переговоров. Я хотел бы сказать несколько слов иракским чиновникам: вы знаете, что подразделения РПК находятся в горах Курдистана уже более 40 лет, со времен Саддама. РПК никогда не причиняла вреда иракскому обществу, жителям Южного Курдистана (северного Ирака), курдскому народу или даже вашему государству. Напротив, партизаны всегда защищали курдов, арабов, туркменов, ассирийских христиан и все другие народы и общины. Очень жаль, что Багдад объявил РПК запрещенной организацией, несмотря на все достижения партизан. Мы понимаем, что это значит. Это не просто устное заявление. Это неверное решение, и иракские власти должны как можно скорее пересмотреть его. Несколько лет назад РПК спасла общее будущее народов региона от ИГИЛ*. Партизаны самоотверженную сражались и доказали свою состоятельность. Нельзя принимать такое решение, не уважая освободительное движение. Если иракские власти говорят, что их страна независима, то почему Турция оккупирует сотни километров его территории, строит десятки баз, пока тысячи солдат входят на территорию страны? Это аннексия. Как такое может происходить? Вы не пользуетесь своими международными правами, не осуждаете действия турецкого режима, не призываете его к ответу и не позволяете обществу реагировать на беззаконие. Вы не позволяете прессе высказываться против турецкой оккупации. Такова реальность.

Более тринадцати лет Сирия и Башар Асад ведут жестокую войну. Сирия была разграблена и оккупирована ИГИЛ, турецким режимом и многими бандами. На северо-востоке страны действует Автономная администрация, которая выступает за решение проблем путем диалога, но Турция вошла на сирийские земли. Режим Эрдогана аннексировал многие районы, считая эти места частью своей территории. Турецкие власти разместили там тысячи наемников. Несмотря на всё это, Сирия заявляет в ответ на просьбу о переговорах, что не будет вести никаких дискуссий, пока Турция не выведет свои войска. За такую позицию мы можем лишь уважать сирийские власти. Они демонстрируют принципиальную позицию, говоря, что не будут вести беседы с теми, кто оккупирует их земли.

Мы ожидали, что такую же позицию займет Ирак. Иногда они требуют, чтобы турецкие войска убрались с иракских территорий, но в то же время проводят десятки встреч. Это неправильно. Не стоит бояться постоянных угроз со стороны Эрдогана. Эрдоган уже не тот, кем был десять, двадцать или даже четыре года назад. У него больше нет власти над обществом. У него есть только бюрократические инструменты и власть государства. Их время у власти закончится. Ираку нужно мыслить стратегически и проводить соответствую политику. Как движение, мы хотим, чтобы эта несправедливость закончилась, и курдский народ, наше движение, арабское общество и Ирак развивали дружеские отношения. Ведь между нами никогда не было зла.

Конечно, есть те, кто хочет сотрудничества между Ираком и Турцией, чтобы сподвигнуть их выступить против РПК, и считает это своим долгом. Инициатор этой идеи – министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн. Он пытается сделать так, чтобы Багдад и Анкара поладили. И опять же, в иракском парламенте есть те, кто играет на руку Турции. Например, спикер иракского парламента и министр обороны. Я осуждаю их действия. Наш народ должен знать, что эти люди создали множество проблем. Этим дело не закончится. Турецкий режим не добился никаких значительных результатов, он оказался в тупике. Мы знаем, что Турция будет использовать всю свою мощь против нас, но мы уверены в своей силе, опыте и уровне своей стратегии и тактики.

- В Турции продолжается политическое противостояние. Все атакуют друг друга. Фашистский альянс ПСР/ПНД в очередной раз хочет узурпировать волю курдского народа, назначая проправительственных чиновников на должности законно избранных курдских мэров. С другой стороны, правительство создает фальшивую повестку дня, и оппозиция отвлекается на это. Это мешает обсуждению реальных проблем. Какую позицию должны занять демократические и революционные силы Турции в такой ситуации?

- Всё, что происходит в Турции, особенно деятельность Эрдогана и Бахчели, основано на нечистоплотности. Они не придерживаются никаких принципов и ценностей. Они создали ложную повестку дня, назвав её «нормализацией». Одно это слово вызывает у меня чувство дискомфорта, потому что ситуация, в которой курдский язык, идентичность и существование отрицаются, описывая это, как «нормальные» явления, попросту неправильна. Курдский народ не должен участвовать в обсуждении «нормализации». Ситуация очевидна. Они хотят отвлечь нас от истинных проблем. За 22 года пребывания у власти Эрдоган никогда не был таким слабым и отчаявшимся, как сегодня. В стране много внутренних проблем и сложностей. Власти даже говорят, что должны быть осторожны. Возможно, они считают, что люди крайне глупы, но теперь глаза общества открыты. Вот почему граждане реагируют на происходящее. У Турции серьезные проблемы. Либо появится кто-то, кто будет думать о будущем страны, возьмет на себя ответственность и предложит гуманные и демократические решения, либо придет кто-то, кто усугубит эти проблемы. Сейчас блок ПСР/ПНД занимается именно этим.

Назначение провластных управленцев в курдские муниципалитеты также связано с этой тактикой властей. Сегодня в зонах обороны Мидии продолжается война; при этом Абдулла Оджалан по-прежнему терпит пытки. Правительство падет из-за того, что выбрало такой путь. Мы, демократические силы и курдский народ, должны действовать. Мы должны знать, что время дорого. Каждый день работает против Эрдогана. Сопротивление в Ване и Джоламерге (Хаккари) очень важно. Демократические силы, социалисты, женщины, молодежь, вся Турция и весь курдский народ действуют вместе. Видя такое единство, всегда испытываешь волнение. Общая воля и совместные действия очень важны, они вселяют надежду. Именно поэтому сопротивление в Ване было успешным. Жители Джоламерга тоже должны настаивать на своем. Союз курдского народа и демократических сил очень важен. Каждая демократическая организация, действующая в Турции, должна поддерживать борьбу курдского народа. Турецкий режим боится этого союза.

Угнетение властей и политика назначения провластных мэров используется против народа Курдистана, но турки тоже страдают. Они тоже голодают, и многие из них доведены до грани самоубийства. В этой ситуации демократические силы и ПНРД (Партия народного равенства и демократии) должны организовывать совместные митинги и дальнейшие действия. Они должны заявить об экономических и политических проблемах общества в парламенте. Если они сделают это, их союз укрепится. Борьба не должна ослабевать, нельзя говорить, что результатов добиться невозможно. Если мы будем настаивать на борьбе, мы сможем достичь целей, но нельзя сделать это пассивным способом; народу нужны не только сидячие забастовки и пение, но и более организованные и радикальные действия. Эрдоган ослаб после выборов; его воля в определенной степени сломлена. Он хочет изменить повестку дня с помощью «смягчения», «нормализации» и переговоров с НРП (Народно-республиканская партия). Это говорит о том, насколько слаб он стал.

- Уже некоторое время Реджеп Тайип Эрдоган говорит: «Мы не допустим создания террористического государства на нашей границе». В чем же заключается суть дискурса о «Террористане»?

- Курдский народ и весь мир, особенно турецкое общество, знают, что Эрдоган – крупнейший террорист в истории. Его враждебность к курдам очевидна. Он самый известный террорист из ныне живущих. Возьмем, к примеру, курдов в Японии; они хотят изучать свой язык в соответствии с японским законодательством. Эрдоган сделал всё, чтобы помешать этому. Каждый курд должен понять, что происходит. ДПК тоже должна это понять. Эрдоган – враг курдского народа. Абдулла Оджалан однажды сказал: «Тот, кто намерен запретить вам говорить, хочет запретить вам думать и строить свое будущее». Разве это не терроризм? Эрдоган называет целый народ террористами. Во время референдума в Южном Курдистане он пригрозил, что если ДПК не отступит, то он сделает «всё, что потребуется», используя турецкую армию. Барзани, похоже, забыли об этом ради собственных интересов. Но это правда: Эрдоган не хочет, чтобы у курдов что-то было, даже если бы дело происходило в космосе и не имело отношения к Турции.

Весь мир был свидетелем того, как курды, арабы и христиане боролись против ИГИЛ в Рожаве плечом к плечу. Более 20 000 человек отдали свои жизни за лучшее будущее. Именно Эрдоган приказал ИГИЛ покинуть Мосул и направил их в Дамаск, и именно он поощрял джихадистов атаковать Кобани. Это признают даже пленные боевики. Существует множество документальных свидетельств, подтверждающих это. Именно Эрдоган поддерживал, защищал, укреплял и финансировал ИГИЛ. Скоро в муниципалитетах северо-восточной Сирии пройдут выборы. В этом регионе живут миллионы людей, и они уже проводили выборы в прошлом. Почему же вы называете их террористами? Курды должны понимать, что это чистая вражда по признаку национальной принадлежности. Курдский народ, турецкое общество и арабское население должны знать, что Эрдоган считает себя пятым халифом и стремится оккупировать Ливию и Ирак.

В прессе постоянно пишут о том, что в Анкаре был убит Синан Атеш, политик ПНД и бывший глава национальной компании, добывающей камень. Его жена переходила от партии к партии, отстаивая интересы мужа, она просила аудиенций с Озелем и, наконец, с Эрдоганом. Враждебное отношение Эрдогана к курдам проявилось и здесь. В Курдистане насчитывается более 17 000 нераскрытых убийств; 17 000 курдов были истреблены. Их матери и отцы проводят акции протеста с фотографиями своих детей уже много лет, выходя на протесты каждую субботу. Их дела никого не интересовали. Медет Серхат был курдским адвокатом; его убили в центре Стамбула, и кто заговорил о нем? Кто говорил о Мусе Антере? Тахир Эльчи был убит в прямом эфире прямо перед телекамерами; несколько дней назад преступник был оправдан. Кто говорил об этой трагедии? Семь родственников Дедеогуллари, целая семья, были убиты в Конье. Их судьбы никогда не выносили на повестку дня. Разве они не были людьми? То же самое я говорю и насчет НРП. Тысячи людей, таких как Савас Булдан и Бехчет Джантюрк, были убиты. В Турции нет закона, который обеспечивал бы права курдского народа. Законно ли то, что было сделано с Абдуллой Оджаланом? Законно ли убийство и безвестные судьбы 17 000 человек? Вчера НСС сообщили, что за один день в тридцати районах, включая Кандиль, продолжались обстрелы; запрещенное химическое оружие используется против партизан каждый день. Законно ли это?

Не только курдский народ, но и все люди совести, демократы и даже либералы должны увидеть эти двойные стандарты и оценить действия Эрдогана и Бахчели. Они отправили матери Хализе кости её ребенка в мешке по почте. Они отдали отцу кости его ребенка в таком же мешке. Им стоит задуматься о том, как разум человека может выдержать такое. Вот так они относятся к курдам. И снова осиротевшая мать Эмине Шеньяшар продолжает искать справедливости. Короче говоря, именно Эрдоган, турецкий режим и ПСР терроризируют всех и поддерживают свою власть в условиях хаоса и кризиса. Они говорят, что не приемлют создание «Террористана», но хотят создать бандитское государство. Ни Сирия, ни народ Рожавы не признают их. Курдский народ продолжит оказывать сопротивление давлению правительства ПСР.

- Правые экстремисты получили немало голосов на европейских выборах. Как вы думаете, в чем причина такой популярности этих партий? Какое влияние эта ситуация окажет на турецкую политику?

- В Европе есть глубокие националистические корни. Между Германией, Францией, Англией и Италией шли войны. Некоторое время ИГИЛ и «Аль-Каида»* устраивали теракты в Европе, в результате которых погибло много людей, включая женщин и детей. Европейское общество отреагировало на это криминализацией Ближнего Востока, потому что большинство преступников – мусульмане. Я думаю, это одна из причин. Другая причина – события вокруг Украины. Россия и Европа могут стать соседями. Вот почему общество обратилось к правому крылу. Но больше всего их возмущает проблема миграции. Это вопрос, который касается Турции. Миллионы людей мигрировали, прибыв в Турцию из Ирака и Сирии. Эрдоган сознательно держал двери открытыми, так как хотел сделать беженцев выгодным козырем. Некоторое время назад состоялась встреча Большой семерки. Насколько мне известно, турецкие представители не принимали участия в этих встречах в течение пяти или шести лет. В этом году Турция побывала на этих мероприятиях. Они торговались по поводу мигрантов; Эрдогану сказали, что дадут ему столько денег, сколько он захочет, и для этого ему нужно только не пускать этих обездоленных людей в Европу.

Недавно в Италии снова затонуло судно, и десятки пассажиров-мигрантов погибли. Это делается сознательно. Власти не вмешиваются вовремя; они хотят, чтобы люди боялись, чтобы после таких трагедий говорили, что им дали утонуть. Экономическое положение Турции очевидно – режиму Эрдогана нужны деньги, валюта и капитал, поэтому, пока он сдерживает миграцию, Европа дает ему денежные средства. Этим государствам нет дела до людей, бегущих из родных поселений; людей, которые были вынуждены покинуть свои земли из-за войны, голода или нищеты. Они не относятся к ним, как к людям, и мигранты стали предметом торга. Это аморально. Европа, которая постоянно говорит о правах человека, делает это вместе с Турцией. Они попирают все человеческие ценности. Вот почему радикальные правые оказались на подъеме в Европе – так я вижу эту ситуацию.

* - террористическая организация, запрещена в РФ