Новый экономический план Турции не восстановит доверие инвесторов

Стремясь отвоевать у оппозиции Стамбул и другие крупные города, Эрдоган, как ожидается, вновь обратится к популистской политике в преддверии местных выборов весной следующего года.

Правительство Турции представило новую экономическую программу, предусматривающую снижение инфляции до однозначных цифр к 2026 г. Однако остаются вопросы о том, сможет ли она привлечь столь необходимые иностранные инвестиции.

Так называемая Среднесрочная программа, рассчитанная на ближайшие три года, является первым комплексным экономическим планом Анкары с момента прихода к власти в июне нового экономического руководства, пообещавшего вернуть Турцию на «рациональную почву» в управлении экономикой.

После переизбрания в конце мая президент Реджеп Тайип Эрдоган назначил нового руководителя экономики - министра финансов и казначейства Мехмета Шимшека - и сменил главу центрального банка и высших руководителей, что стало сигналом к отходу от его неортодоксальной политики, на которую возлагалась основная вина за разгул инфляции. Февральские разрушительные землетрясения на юге Турции еще больше усугубили финансовые проблемы страны.

Поскольку за последние пять лет аналогичные программы не достигли своих целей, новые задачи внимательно анализируются экспертами. Представляя план в среду, вице-президент Джевдет Йылмаз заявил, что основными целями являются восстановление после землетрясений, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, снижение инфляции до однозначных цифр, поддержание роста и занятости.

Восстановление 650 000 домов и деловых помещений, разрушенных землетрясениями, является масштабной задачей на ближайшую перспективу. Стоимость только восстановительных работ оценивается в 100 млрд. долларов США, причем потребуются дополнительные инвестиции, чтобы минимизировать ущерб от сильных подземных толчков, которые, как ожидают ученые, могут обрушиться на Стамбул, самый густонаселенный город и экономический центр Турции, в ближайшем будущем. Расходы на ликвидацию последствий землетрясения стали основной причиной выделения Анкаре в июле дополнительного бюджета в размере 1,1 трлн. лир (41 млрд. долл. США), и такие потребности в финансировании сохранятся в ближайшие годы.

Популистская политика, проводимая Эрдоганом с 2021 года до майских выборов, привела к бешеной инфляции, которая в августе достигла 59% в годовом исчислении. Согласно новой программе, к концу года инфляция достигнет 65%, но многие наблюдатели считают, что она, в реальности, может перевалить за 70%. Прогноз программы - 33% в следующем году, 15% в 2025 году и амбициозные 8,5% к концу 2026 года.

Борьба с инфляцией требует от стран отказа от роста, охлаждения экономики и прекращения стимулирования внутреннего спроса. Однако, программа, напротив, предполагает обойтись без существенного пересмотра целевых показателей роста. Рост валового внутреннего продукта прогнозируется на уровне 4,4% в текущем году и 4% в 2024 году, по сравнению с 5% и 5,5% ранее. На 2025 и 2026 годы прогнозы составляют 4,5% и 5% соответственно. Такие амбиции могут помешать достижению цели по снижению инфляции.

В то же время программа предусматривает снижение дефицита текущего счета платежного баланса страны до 30 млрд. долл. в течение трех лет. Это тоже амбициозно, не в последнюю очередь потому, что в текущем году дефицит вряд ли удастся ограничить 42,5 млрд. долл (как предусматривает программа - прим.). Достигнув в первом полугодии 37 млрд. долларов, дефицит текущего счета, по оценкам, увеличился в августе до 43 млрд. долларов и вряд ли будет меньше 53 млрд. долларов на конец года.

Дефицит бюджета достигнет 1,6 трлн. лир к декабрю и 2,6 трлн. лир в следующем году, говорится в программе. Как правительство собирается бороться с инфляцией при дефиците бюджета в 6,4% ВВП в течение двух лет подряд, остается большим вопросом.

Другой ключевой прогноз касается стоимости лиры. Хакан Кара, бывший главный экономист центрального банка, отмечает, что, согласно полученным данным, курс лиры к концу года снизится до 29,9 по отношению к доллару с 26,8 в настоящее время. «Предполагаемый курс доллара на конец 2024 года составляет примерно 43 лиры, что означает рост курса доллара к лире на 44% в год. И здесь возникает вопрос: Как инфляция снизится до 33% в следующем году при 44%-ном росте курса и отсутствии существенного замедления роста?» написал Кара в Twitter.

Али Бабаджан, бывший министр экономики Эрдогана, который сейчас возглавляет небольшую оппозиционную партию, также выступил с критикой. «Нельзя обеспечить доверие и предсказуемость с программой, в которой нет упоминания о прошлых ошибках, которая слаба с точки зрения внутренней последовательности и содержит абстрактные и общие формулировки, а не конкретные шаги», - написал он.

Более того, ожидается, что ключевые показатели, такие как инфляция и разрыв счета текущих операций, превысят прогнозы программы в этом году, так как 31 марта в стране пройдут выборы в местные органы власти. Стремясь отвоевать у оппозиции Стамбул и другие крупные города, Эрдоган по-прежнему не желает бороться с инфляцией и, как ожидается, в преддверии выборов вновь обратится к популизму (т.е. станет накачивать деньги в различные мегапроекты и социальные программы, то приведет к росту инфляции - прим).

Экономика, в которой отсутствует ценовая стабильность, не будет привлекательной для иностранных инвесторов. Таким образом, инфляция в Турции требует реального ужесточения монетарной и фискальной политики, а также мер по увеличению производства сельскохозяйственной продукции для сдерживания, в частности, продовольственной инфляции.