Турция

Фатма Бостан Юнсал: мы стоим на пороге новых решений

Фатма Бостан Юнсал сказала, что роспуск РПК знаменует собой ключевой этап в решении глубоко укоренившегося курдского вопроса.

Продолжается обсуждение решения Рабочей партии Курдистана (РПК) прекратить вооруженную борьбу и распустить свою организационную структуру, объявленное после XII съезда, проходившего с 5 по 7 мая.

Фатма Бостан Юнсал, одна из основательниц Партии справедливости и развития (ПСР), политолог и правозащитница, в беседе с ANF подчеркнула, что решение РПК – это важный шаг в решении давних проблем, которые требуют незамедлительного внимания. Она также поделилась своим взглядом на то, как правительство должно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Решение о роспуске – ключевой этап на пути к урегулированию

Фатма Бостан Юнсал подчеркнула, что, если бы в Турции была нормальная демократическая администрация, это решение должно было быть принято десятилетия назад. Она подчеркнула важность этого момента: «В Турции не умеют решать проблемы. Чтобы понять это, давайте посмотрим на другой пример. Рассмотрим момент с покрытием головы. Это больше не юридическая проблема – запрет снят. Решить это разумным путем не получалось. Хиджаб стал сложной проблемой. Мы изо всех сил пытались объяснить это, когда информация дошла до международных правозащитных механизмов. Ситуация стала настолько серьезной, что привела к внесению изменений в Конституцию и даже ликвидации нескольких политических партий. То, как это повлияло на общество, политиков, университеты и средства массовой информации, показывает, что в Турции не могут решать проблемы.

Тогда я принадлежала к меньшинству, которое считало, что Турции рано или поздно придется решить проблему с хиджабами, и мы упорно держали этот вопрос на повестке дня. Теперь, после «заявления о роспуске», я снова нахожусь среди не столь многочисленной группы, напоминающей обществу о том, что путь к миру, свободам и применению принципов урегулирования конфликтов не так труден, как кажется.

Короче говоря, заявление о роспуске РПК знаменует собой ключевой этап в процессе решения проблемы, которую мы должны были решить давным-давно».

Мирный процесс идет с большой осторожностью

Фатма Бостан Юнсал подчеркнула, что текущий мирный процесс протекает с большей осторожностью по сравнению с предыдущими. Она обратила внимание на многочисленные попытки саботировать его: «Предыдущие попытки прийти к миру не увенчались успехом, и это привело к более периодам репрессий. По этой причине в настоящее время мы проявляем большую осторожность. Однако, несмотря на несколько попыток саботажа по разным причинам, я считаю, что процесс идет хорошо.

Полагаю, что события в регионе и влияние определённых сил побудили турецких лидеров решить вопрос, который должен был быть урегулирован в условиях нормальной демократии»

Турция несколько раз пыталась перейти к многопартийной системе, но долгое время оставалась в условиях однопартийного правления. Только после Второй мировой войны мы больше не могли откладывать вступление в ряды либеральных демократий и, наконец, приняли многопартийную систему. Я полагаю, что и сегодня решение этого вопроса во многом зависит от влияния событий на международной и региональной арене».

Турецкий народ пострадал от однобокой пропаганды

Фатма Бостан Юнсал подчеркнула, что турецкая общественность в течение многих лет находилась под влиянием однобокой пропаганды. Именно поэтому есть те, кто выступает против мирного процесса.

«В течение многих лет под влиянием односторонней пропаганды даже естественно нейтральные термины, такие как «РПК», «курд» или «курдскийязык», вызывали негативные ассоциации – «насилие», «бунт» или «неблагодарность», особенно среди не-курдов. В лучшем случае можно было бы услышать комментарии типа: «А существуют ли вообще курды? Откуда они взялись?».

Подобная риторика напоминает оправдания бывшего президента Ахмета Недждета Сезера в отношении запрета на ношение хиджаба. Он говорил тем, кто хотел отменить этот закон в отношении студенток университетов: «В наше время в университетах не было женщин, которые носили бы платки».Мы сейчас видим, как аналогичные аргументы используются для противодействия мирному процессу», – отметила она.

Пора пересмотреть политическую историю

Фатма Бостан Юнсал сказала, что в результате многолетней однобокойпропаганды в Турции сформировалась система образования, которая представляет национальное государство как единственную законную форму политического правления. Эта модель, по ее словам, была навязана массам, в том числе через университеты. Она подчеркнула, что нынешний процесс предоставляет важную возможность, особенно для критического осмысления истории.

Она объяснила: «Турция настойчиво продвигает идею о том, что «унитарное национальное государство» – это единственно верная система управления, как будто это неоспоримая истина. Это убеждение институционализировано в стране через чрезвычайно узкую и строгую систему образования, охватывающую историю, политическую историю, политологию и местное самоуправление. Данная система образования была навязана всем учебным заведениям, включая университеты. В результате в Турции отсутствует академическая и интеллектуальная среда, способная адекватно воспринимать окружающий мир, своё собственное общество и более широкие социальные процессы».

Тем, кто бросал вызов господствующим представлениям и пытался выдвинуть оригинальные идеи, как Исмаил Бешикчи, часто грозили тюремные сроки. Именно поэтому многие из наших всемирно известныхученых, такие как Дарон Ачемоглу, Кемаль Карпат и Ниязи Беркес, смогли продолжить свою академическую карьеру лишь за границей.

Теперь этот процесс дает нам шанс спокойно и рационально пересмотреть политическую историю, изучить эволюцию турецкого общества и начать переговоры, свободные от националистической напыщенности. Я считаю, что этот момент позволяет нам, наконец, рассмотреть и проанализировать многие вопросы, которые намеренно игнорировались в течение многих лет. Это дает возможность получить более четкое представление как о мире, так и о Турции».

Средства массовой информации должны изменить риторику

Фатма Бостан Юнсал подчеркнула, что для того, чтобы общественность по-настоящему заинтересовалась мирным процессом, средства массовой информации должны освободиться от проправительственной риторики. «Создание пространства для открытых и неограниченных дискуссий будет иметь решающее значение для подготовки общественности к участию в этом процессе. В последние годы мы стали свидетелями появления беспрецедентно широкой и сильно манипулируемой среды «проправительственных СМИ», сформированной с помощью широкого спектра интервенционистских методов. Из-за этого СМИ больше не могут подходить к таким вопросам свободно и органично. Следовательно, либо от этой интервенционистской практики следует немедленно отказаться, либо нужно поощрять средства массовой информации к тому, чтобы они открыли пространство для настоящего обсуждения этих вопросов», – сказала она.

Комиссии по установлению истины и справедливости позволят обществу взглянуть в лицо прошлому

Фатма Бостан Юнсал отметила, что одним из ключевых этапов в процессе принятия обществом мирных инициатив является создание условий для коллективного диалога с помощью комиссий по установлению истины и справедливости. 

«С началом мирного процесса в Турции общественность должна изменить свою глубоко разрозненную точку зрения на этот вопрос. Однако даже то, как мы называем и описываем эту проблему, по-прежнему отражает полярные взгляды различных слоев общества.

В целом в процессе мирного урегулирования участвуют комиссии, такие как Комиссии по установлению истины и справедливости. Они помогают обществу перейти на новый этап. Такие механизмы, как способность взглянуть на события с точки зрения другой стороны, понимание, прощение, выражение раскаяния и предложение компенсации, могут стать основой для восстановления общества. К сожалению, мы знаем, насколько сложным является политический климат в Турции.

Сегодняшние так называемые «герои демократии», Аднан Мендерес и два члена его кабинета министров, когда-то были приговорены к виселице судами эпохи государственного переворота как «преступники». МервКавакчи, которая вошла в парламент в хиджабе, была очернена и заклеймена как человек, «бросивший вызов государству», исключительно из-за политического климата в тот момент.

Я считаю, что напоминание людям, особенно турецким националистам и консерваторам, об этих прошлых действиях властей и сильных мира сего и демонстрация им того, как изменились взгляды нынешней политической элиты, могли бы способствовать большему чувству сопереживания при подходе к мирному процессу», – отметила она.

ПСР должна искать альтернативы принуждению и репрессиям

Фатма Бостан Юнсал ответила на дискуссии о том, действительно ли правящая партия поддерживает мирный процесс. Она отметила, что в ПСР существуют два противоположных лагеря. По ее мнению, ПСР должна отказаться от своей зависимости от силы и политики давления.

Она пояснила: «ПСР оказалась зажатой между двумя противоречивыми политическими тенденциями. С одной стороны, она вынуждена инициировать и поддерживать этот мирный процесс в то время, когда его больше нельзя откладывать. Естественно, это требует открытия демократических каналов. С другой стороны, с 2015 года общественная поддержка партии неуклонно снижается. Как также заявил Седат Пекер, сохранение власти в таких условиях стало возможным только благодаря созданию атмосферы страха и репрессий.

Сейчас, когда назревает необходимость открытия демократических каналов, это может еще больше ослабить власть партии. В результате репрессии также усилились. Мы наблюдаем более широкое использование назначенных государством ставленников, запреты на протесты, жестокие репрессии в отношении демонстрантов, которые нарушают эти запреты, массовые задержания и судебные вмешательства в отношении деятелей оппозиции и политических оппонентов. Из-за этого возникает вопрос: хочет ли ПСР вообще мирного процесса?

Реальная проблема заключается не в том, хочет ли ПСР мира, а скорее в ее решимости удержаться у власти. Эта настойчивость привела к чрезмерной зависимости от принуждения, что, в свою очередь, дестабилизировало политический баланс и привело к еще большему ослаблению общественной поддержки. На данном этапе ПСР должна искать альтернативные методы, новые альянсы и даже институциональные реформы. Как однажды сказал один опытный политик, «в демократических странах нет конца возможным решениям». Я полагаю, что теперь безошибочно стало ясно, что мы стоим на пороге новых решений».