Турция

В тюрьме Болу заблокировано освобождение 33 политзаключенных

Власти препятствуют освобождению 33 политических заключенных, которых содержат в тюрьме Болу, несмотря на то, что эти люди отбыли длительные тридцатилетние сроки заключения.

Совет по управлению и контролю за тюрьмами в Болу блокирует освобождение 33 политических узников. Почти все они отбывают пожизненное заключение или пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами и уже провели в пенитенциарной системе по тридцать лет. В качестве оснований для отказа в освобождении Совет называет такие причины, как «нерациональное использование воды», «отказ от встречи с тюремным имамом (исламским священнослужителем)» и тот факт, что некоторые из узников не прочитали «достаточно книг».

Адвокат Исхак Демирель из стамбульского отделения Ассоциации юристов за права и свободу (АЮПС) прокомментировал ситуацию, отметив, что и на использование воды, и на доступ к книгам из библиотеки в тюрьме Болу действуют квоты, назвав решения совета непоследовательными и противоречивыми.

Освобождение некоторых заключенных откладывали по пять раз

Демирель говорит: «В настоящее время в тюрьме Болу содержится более 130 политических узников. Почти все они отбывают пожизненное заключение, порой с отягчающими обстоятельствами. Вот уже некоторое время администрация тюрьмы и наблюдательный совет препятствуют освобождению заключенных, отбывших срок наказания, после которого они имеют право на УДО. Лишь несколько человек вышли на свободу, и то на очень короткое время. На данный момент, насколько нам известно, в освобождении 33 политзаключенных отказано на том основании, что они «демонстрировали плохое поведение». Среди них есть люди, которые отбыли тридцатилетний срок, но их освобождение заблокировано уже в пятый раз – то есть они ждут ещё полтора-два года сверх этого периода времени. Некоторые из них ранее трижды получали наказание в виде одиночного заключения, находясь за решеткой, что привело к отмене условного освобождения».

Адвокат добавил: «Несмотря на то, что эти формы тюремных взысканий были отменены Кассационным судом в январе, Совет по управлению и контролю за тюрьмами по-прежнему препятствует освобождению этих людей. Речь идет о тех, кто зачастую провел в этой тюрьме по 32-33 года. Из-за ранее вынесенных дисциплинарных взысканий они провели в этих стенах срок, превышающий тридцатилетний порог. Однако, даже после того, как юридические препятствия для их освобождения были устранены, их возможность выйти на свободу по-прежнему блокируется – на этот раз по административному усмотрению».

Эти решения противоречат тюремным нормам и правилам

Демирель подчеркнул, что подобные решения противоречат нормам и правилам, регулирующим работу тюрем, и отметил, что в некоторых случаях наказания были даже продлены Высшими уголовными судами. Он пояснил: «В тюрьмах существует балльная система оценки заключенных, которую и использует Совет по управлению и наблюдению за тюрьмами. Однако, структура этого совета проблематична с юридической точки зрения, а то, как регулируются упомянутые процедуры, характеризуется значительными недоработками. Хотя формально Совет подлежит судебному контролю со стороны мировых судей по уголовным делам или Высшего уголовного суда, адекватно функционирующего надзорного механизма не существует. В некоторых случаях именно те тюремные надзиратели, которые жестоко обращаются с заключенными, например, при переводе в больницы для получения медицинской помощи, входят в состав Совета и участвуют в процессе оценки. Это те же люди, которые отвечают за оценку «поведения» заключенных».

Он продолжил: «Мы читали отчеты Совета, в которых говорится, например, что «заключенный не приобрел достаточного количества книг». Но в тюрьме Болу вы даже не можете получить столько книг, сколько хотите. Другим оправданием было «нерациональное использование воды», что абсурдно, потому что в этой тюрьме введена строгая квота на воду – вы просто не можете использовать больше определенного количества. Кроме того, были упомянуты такие причины, как отказ от встреч с имамом (исламским священнослужителем), отказ от занятий с психологом или от записи на образовательные курсы – и ни одно из этих оправданий не имеет под собой законных оснований, но они используются для того, чтобы подчеркнуть, что заключенные не демонстрируют «хорошего поведения».

Работа подобных Советов часто проблематична в силу организационной структуры подобных органов, но то, что происходит в Болу, представляет собой длительное и систематическое нарушение закона. Ни один политический заключенный не получает свободу, когда приходит время. Есть люди, которые провели в заключении по тридцать лет, а их держат за решеткой ещё по полтора-два года. Даже когда решения комиссии отменяются, прокуратура опротестовывает их, а затем вмешивается Высший уголовный суд, который снова отменяет решение, затягивая процесс в очередной раз. Даже если вы получаете положительное решение от судьи, к сожалению, Высшие уголовные суды выносят противоречивые вердикты».