Европа

Постоянный народный трибунал огласил свой вердикт в отношении турецких преступлений

Постоянный народный трибунал признал Турецкую республику виновной во вторжении в Рожаву, а также в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и актов геноцида.

26 марта Постоянный народный трибунал представил в рамках специального мероприятия в Европарламенте свой итоговый вердикт по делу о военном вторжении Турции в Рожаву. Это историческое решение было озвучено в важнейший момент, когда в регионе продолжается процесс мирного урегулирования Курдского вопроса в пределах Турции и Сирии.

Финальный вердикт Трибунала гласит:

«Цель Трибунала – дать отпор тому, что Сартр описывал как «преступление молчания», продемонстрировать, каким образом массовые преступления пытаются представить как антитеррористические операции. Как заявили девушки, выжившие во время расправы в школе в Шемоке: «Никто не должен закрывать глаза на действия Эрдогана, никто не должен молчать по поводу того, что творит Турция». Трибунал предоставляет нам трибуну, с которой мы можем донести до всего мира информацию о творящихся ужасах; те, кто слышит нас, просто обязаны предпринять соответствующие действия и передать наше послание, содержащиеся в подготовленных рекомендациях, тем, кто обладает полномочиями, чтобы воплотить эти рекомендации в жизнь.

Основываясь на предоставленных нам доказательствах, мы подготовили список рекомендаций для правительств Турции и Сирии, для ООН, Совета Европы и стран, входящих в него, а также для всего мирового сообщества.

Основные рекомендации для Турции включают в себя следующее: прекратить оккупацию Африна и перестать спонсировать находящиеся под контролем вооружённые группировки с последующей полной их ликвидацией; прекращение любых нападений на Рожаву и уважение территориальной целостности Сирии; Турция должна позволить независимым комиссиям от ООН и правозащитных организаций провести свои расследования военных преступлений, которые были совершены в отношении жителей Рожавы, должна допустить членов этих комиссий в центры содержания и тюрьмы на оккупированной территории.

Рекомендации для правительства Сирии: признать право на самоопределение, реализованное в Рожаве через Автономную демократическую администрацию Северо-Восточной Сирии; признать независимость администрации; проявлять уважение к мерам, направленным на достижение гендерного, этнического и религиозного равенства в том, что касается представительства в органах власти региона; положить конец турецким вторжениям на территорию Сирии; в том случае если эта агрессия продолжится, подать соответствующую жалобу в Международный суд ООН с требованием принятия обеспечительных мер, обязательных для выполнения со стороны Турции.

Рекомендации для ООН в первую очередь касаются действий, которые должны будут предпринять Совет безопасности, Независимая международная комиссия по расследованию событий в Сирийской арабской республике, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и генеральный секретарь ООН.

Рекомендации для Совета Европы и входящих в него стран сосредоточены на инициирование процедур по привлечению Турции к ответу – через Комиссара Совета Европы по правам человека, Парламентскую ассамблею Совета Европы, национальные суды европейских стран; всё это должно сопровождаться публичным осуждением военных преступлений, совершённых Турцией в отношении жителей Рожавы. Наконец, в контексте мирового сообщества, вердикт подчёркивает важность обеспечения «условий для координации усилий, направленных на то, чтобы добиться признания Автономной администрации на международном уровне, так как это является необходимой составляющей процесса мирного урегулирования для курдского населения региона».

Лауреатка Нобелевской премии мира Ширин Эбади после оглашения финального вердикта выступила с речью: «Как долго будут продолжаться эти бесчинства? Почему никто не пытается положить им конец? Давайте не забывать, что преступления против курдов совершаются не только в Рожаве, в Сирии, но также и в Турции, Иране и Ираке. Я надеюсь, что мир перестанет закрывать глаза на положение курдов, правозащитники и журналисты должны проявлять больше активности!».

В обвинительном акте Реджеп Тайип Эрдоган (президент Турции), Хулуси Акар (бывший министр обороны), Хакан Фидан (бывший глава НРО Турции, нынешний министр иностранных дел), Яша Гюлар (генерал, бывший начальник штаба обороны, нынешний министр обороны) и Умит Дундар (генерал) признаются виновными в следующих преступлениях, совершённых с 2018 года по настоящее время:

•  Преступление агрессии (незаконные военные интервенции в Сирию с 2018 по 2024 году, совершённые вопреки воле властей Сирии и Автономной администрации Рожавы);

• Преступления против человечности, в частности, этнические чистки (принудительное перемещение курдского населения и демографические изменения, осуществляемые через заселение покинутых курдам территорий людьми из других регионов);

• Военные преступления, включая целенаправленные убийства мирных граждан, неизбирательные бомбардировки и обстрелы мирных районов, насильственные депортации и завоз населения с территорий оккупантов; присвоение гражданского имущества; применение запрещённого оружия; уничтожение культурного и религиозного наследия; коллективные наказания; разрушение окружающей среды; преследования женщин; незаконные задержания; пытки; уничтожение гражданской инфраструктуры.

Вышеперечисленные военные преступления также являются грубым нарушением прав человека: в частности, нарушением права на жизнь, запрета на пытки, бесчеловечное, жестокое или унижающее достоинство обращение или наказание; права на личную свободу; права на свободу слова и собрания; права на пользование и мирное владение своим имуществом; права на культурное наследие; права на недискриминацию, мир, равенство и самоопределение.

В подтверждение предъявленных обвинений во время публичных слушаний коллегии судей были предоставлены внушительные письменные, а также аудиовизуальные доказательства.

В разделе «доказательства» в вердикте были перечислены случаи атак на Рожаву, ударов по районам с гражданскими лицами; случаи применения запрещённых химических веществ; случаи ударов по школам и детям; случаи целенаправленных убийств мирного населения, убийств женщин по гендерному признаку (фемицид); случаи нападений на журналистов, уничтожений типографий, пыток, похищений, незаконных задержаний; случаи преступлений по признаку пола – изнасилования и другие проявления сексуального насилия в секретных тюрьмах; случаи нанесения целенаправленных ударов по гражданской инфраструктуре, в том числе больницам и центрам здравоохранения; случаи незаконных вырубок леса и случаи принудительного перемещения; примеры попыток изменить демографический состав региона; случаи сдерживания и предотвращения возвращения коренного населения в свои дома; примеры лишений средств к существованию и случаи уничтожения культурных и исторических памятников; примеры тюркизации оккупированных районов; также было сказано об ответственности Турции за действия вооружённых группировок боевиков, в частности, Сирийской национальной армии – СНА.

В отношении военных преступлений, совершённых в Рожаве, в вердикте отмечаются примеры преступления агрессии, ответственность Турции как оккупанта, насильственное перемещение населения и попытки изменить демографическое положение в Африне, пытки, похищения и незаконные задержания в Африне: «Турция не смогла выполнить обязательство о сохранении статуса-кво на оккупированных территориях. Грубые нарушения Конвенции являются по своей природе военными преступлениям и влекут за собой уголовную ответственность для всех виновных».

Трибунал также установил, что Турция нарушала законы войны, гуманитарное право, принцип различения, принцип защиты гражданской собственности; применяла запрещённое оружие и запрещённые методы ведения войны, а также нарушала запрет на репрессии в отношении гражданских лиц.

Трибунал установил целую серию преступных эпизодов, совершённых турецкими вооружёнными силами и протурецкими боевиками в отношении курдского населения Рожавы.

В отношении «культурного и исторического стирания» как военного преступления и доказательства dolus specialis (конкретного намерения) преступления геноцида Трибунал постановил, что Турция и подконтрольные ей боевики проводили систематическую кампанию в отношении курдского населения Северо-восточной Сирии с целью уничтожения их идентичности; это продолжалось и продолжается как минимум с 2018 года. Оккупированные районы хорошо известны своим культурным и религиозным многообразием, выраженным как в материальном, так и в нематериальном наследии.

Турецкая «политика стирания» представляла из себя целую серию взаимосвязанных преступных действий: подконтрольные Турции боевики занимались насильственным перемещением курдского населения с последующим заселением освободившихся территорий гражданами извне; турецкие силы принимали активное участие в присвоении гражданской собственности курдского населения; турецкие силы и подконтрольные Турции боевики меняли курдские названия деревень, городов и различных организаций на турецкие, чтобы стереть всякую память о курдском присутствии в регионе. Эти этнические чистки сопровождались повсеместными нападками на культурные объекты, находящиеся под защитой. Были зафиксированы случаи уничтожения езидских и христианских кладбищ, случаи осквернения могил и целенаправленного уничтожения курдского наследия, включая умышленную бомбардировку древнего храма Айн Дара в январе 2018 года, а также похищение протурецкими боевиками фигуры льва из базальта, датируемого эпохой хеттов, из вышеупомянутого храма в 2019 году; были зафиксированы многочисленные случаи надругательства, вандализма и разграбления многих других археологических объектов.

В разделе преступлений против человечности Трибунал перечислил случаи насильственного перемещения, пыток, изнасилований, сексуального насилия, негуманного обращения и случаи уничтожения культурного наследия.

Также Трибунал выявил многочисленные случаи нарушений прав человека: зафиксированные нарушения были направлены против права курдского народа на самоопределение, права на равенство и недискриминацию, против прав женщин и детей; сюда же относятся нарушения права на суверенитет над своими экономическими, природными и культурными ресурсами, нарушения гражданских и политических прав, права на экстратерриториальное применение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также оккупация.

Трибунал постановил, что представители высшего турецкого руководства принимали активное участие в этих преступлениях, отдавая прямые приказы о проведении военных операций:

Как глава государства Реджеп Тайип Эрдоган несёт главную ответственность за действия турецких вооружённых сил и подконтрольных Турции боевиков за рубежом. Однако он является не просто политическим лидером; согласно статье 104 турецкой Конституции, он выполняет функции главнокомандующего турецкими вооружёнными силами от имени Великого национального собрания Турции и принимает решения о применении вооружённых сил, таким образом, он также является верховным военачальником. Из его постов в социальных сетях становится очевидным, что именно он отдавал приказы о начале тех или иных военных операций, а также позитивно высказывался о том, как они проходили.

•  Яшар Гюлар был назначен министром обороны страны в 2023 году, а до этого с 2018 по 2023 являлся начальником Генерального штаба Турецких вооружённых сил.

•  Хулуси Акар являлся министром обороны в период с 2018 по 2023 годы, на сайте ПСР (Партия справедливости и развития, находящаяся на данный момент у власти в Турции) в разделе «биография» о нём говорится следующее: «Он осуществлял проведение внутренних операций «Чукур», а также трансграничных операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь», «Источник мира», «Весенний щит» и «Коготь-замок». В заявлениях для прессы и своих постах он приветствовал боевые действия на территории Сирии.

Хакан Фидан, министр иностранных дел Турции с 2023 года, ранее возглавлял НРО Турции. В недавнем интервью он похвастался успехом «трансграничных операций», в организации которых принимал активное участие, – от «Щита Евфрата» и «Оливковой ветви» до «Источника мира», а также говорил о поддержке, оказываемой Сирийской национальной армии (СНА), которая, как установил Трибунал, несёт ответственность за множество самых серьёзных нарушений и преступлений.

• Умит Дундар  является главнокомандующим турецких сухопутных сил с 2018 года.

В отношении военных преступлений и преступлений против человечности, ставших результатом агрессии, Трибунал постановил следующее: высшие политические и военные руководители Турции несут прямую ответственность за проведение соответствующих военных операций и другие действия в этом контексте.