На протяжении 37 лет правительство Курдистана, неспособное оказать достаточное политическое давление на иракское правительство, не может вернуть на родину останки людей, убитых в ходе операции «Анфаль».
Люди, потерявшие своих родственников во время тех массовых убийств, побеседовали с журналистами информационного агентства Rojnews.
Али Ариф, потерявший родных во время операции «Анфаль», поделился пережитым: «Правительство Южного Курдистана не смогло успокоить сердца родственников жертв, даже приняв специальный закон. Число погибших в ходе химической атаки в Халабже превышает 2,5 тысячи человек. Кости наших родных до сих пор покоятся в песках иракской пустыни, погребённые под слоем пыли».
Али Ариф также отметил, что обе власти — иракская и курдская — проявили халатность в вопросе возвращения останков погибших семьям: «Из-за политических разногласий они даже не поднимают эту тему. Это вопиющая безответственность по отношению к семьям, потерявшим близких. Даже двадцатая часть пострадавших не получили от властей никакой помощи».
Президент Гаагской ассоциации по геноциду, занимающейся вопросом геноцида в Халабже, Кивестан Акрам, также высказалась по этой теме: «Массовые убийства в ходе операции «Анфаль» и химическая атака в Халабдже не были должным образом рассмотрены парламентом Южного Курдистана. Эта ситуация сложилась из-за халатного отношения комитетов парламента, ответственных за вопросы, связанные с «Анфаль» и мучениками. Хотя иракский парламент официально признал геноцид в Халабдже, Совет министров Ирака так и не принял по этому поводу никаких решений».
Кивестан Акрам, выражая возмущение непризнанием массовых убийств геноцидом, заявила: «Если эти вопросы не будут должным образом решены и парламент не признает произошедшее геноцидом, существует риск, что курды вновь станут мишенью для своих врагов в будущем. Какие бы препятствия ни стояли на пути признания этих убийств геноцидом, необходимо настойчиво добиваться официального признания».
Президент Гаагской ассоциации по геноциду Кивестан Акрам поделилась последними наблюдениями о подходе парламента Южного Курдистана к вопросам операции “Анфаль” и памяти погибших: “На заседаниях парламента Южного Курдистана царили поразительное равнодушие и халатность в отношении тем «Анфаля» и жертв тех массовых убийств. Специальный закон о признании всех этих преступлений, совершенных против курдского народа, геноцидом так и не был принят».