18 марта 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что приговор Абдуллы Оджалана к усиленной пожизненной тюремной казни без права на условное освобождение (так называемое «право на надежду») нарушает Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ). ЕСПЧ потребовал от Турции принять соответствующие меры.
В дальнейшем ЕСПЧ вынес аналогичные решения по делам других заключённых, таких как Хаяти Кайтан, Эмин Гурбан и Дживан Болтан. Однако, несмотря на прошедшие 11 лет, Турция не предприняла никаких шагов для выполнения решений суда.
Обращение в Европейский комитет министров Совета Европы
Юридическое бюро «Асрин», Ассоциация юристов за свободу (ÖHD), Ассоциация прав человека (İHD), Турецкий фонд прав человека (TİHV) и Фонд исследований общества и права (TOHAV) подали заявку в Европейский комитет министров Совета Европы 9 августа 2022 года с требованием выполнить решения ЕСПЧ. В ответе Турции, предоставленном на заявку, утверждалось, что «условное освобождение осужденных к усиленной пожизненной тюремной казни возможно, но некоторые преступления исключены из этой возможности».
Реакция Европейского комитета министров
В ходе встречи Европейского комитета министров 17-19 сентября 2024 года, которая рассматривала нарушения, указанные в решениях ЕСПЧ, комитет потребовал немедленного принятия необходимых мер. Комитет предупредил, что если действия не будут предприняты до следующей встречи в сентябре 2025 года, будет подготовлено промежуточное решение.
Новый «план действий» Турции
В ответ на требования, Турция представила новый «план действий» в июне 2025 года. В этом плане игнорируется продолжающаяся изоляция Абдуллы Оджалана, и утверждается, что «нет необходимости в других индивидуальных мерах». Под заголовком «Условное освобождение» Турция заявила, что усиленная пожизненная тюремная казнь является «исключением», и осужденные по таким приговорам не могут воспользоваться механизмом условного освобождения. Таким образом, Турция не намерена вносить изменения в законодательство по вопросу «права на надежду».
Заявление министра юстиции Турции
Министр юстиции Турции Йылмаз Тунч в мае также заявил, что «такой ситуации не существует» в отношении «права на надежду» для Абдуллы Оджалана. Ранее Турция представляла аналогичные «планы действий», в которых утверждалось, что Абдулла Оджалан и другие заключенные, приговоренные к усиленной пожизненной тюремной казни, исключены из «права на надежду».