США

Майкл Рубин: смена режима в Турции неизбежна

Американский ученый и экс-советник Госдепа Майкл Рубин заявил, что Турцию ждет смена режима. В своей статье он призвал к разоблачению коррупции, репрессий и международного соучастия, определивших эпоху Эрдогана.

В сенсационной и беспрецедентной статье американский ученый и бывший советник Госдепартамента доктора Майкла Рубина говорит, что смена режима в Турции неизбежна. После ареста мэра Стамбула Экрема Имамоглу он призывает к установлению истины и процессу примирения, чтобы разоблачить системную коррупцию, репрессии и международное соучастие, которые определили эпоху Эрдогана.

«В Турции грядет смена режима». Этим смелым заявлением доктор Майкл Рубин, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства и бывший служащий Пентагона, выступил с одной из самых прямых и обличительных оценок правления президента Реджепа Тайипа Эрдогана на сегодняшний день. В статье, опубликованной 23 марта, Рубин сравнивает авторитарную власть президента с диктатурами прошлого, заявляя, что «Эрдоган планирует править всю жизнь». Он также в негативном ключе сравнил наследие Эрдогана с архитекторами прошлых военных переворотов в Турции.

Статья Рубина была опубликована в связи с недавним арестом мэра Стамбула Экрема Имамоглу, который, по его мнению, «должен положить конец любым заявлениям Госдепартамента о том, что Турция является демократической страной». Арест, отмечает он, ставит Имамоглу в один ряд с заключенными курдскими политиками, такими как Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг, которые, по словам исследователя, были наказаны за отказ подчиниться автократическим требованиям Эрдогана.

По словам Рубина, Эрдоган мечтает о наследственной диктатуре, готовя своих сыновей или зятя к тому, чтобы занять его место. Однако Рубин утверждает: «Следующий президент Турции выйдет из числа тысяч политических заключенных».

Исследователь предостерег от иллюзии, распространённой на Западе, что Турция может автоматически вернуться к демократии после ухода Эрдогана. «Более 35 миллионов турок прошли через турецкую систему образования при Эрдогане», — пишет Рубин. Он также добавил, что государственный аппарат, военный сектор, бизнес и средства массовой информации претерпели значительные изменения.

Рубин призвал к созданию Комиссии по установлению истины и примирению наподобие тех, что работали в Южной Африке или Марокко, для систематического разоблачения и уничтожения эрдоганизма.

Он обрисовывал в общих чертах список нерешенных вопросов: кто подделал академические дипломы Эрдогана, кто подкупал судей, кто наживался на войнах против курдов, кто сотрудничал с группировками джихадистов в Сирии и как турецкая элита отмывала деньги на международном уровне.

Что касается разрушения таких курдских городов, как Джизре и Нусайбин, и убийства курдских политиков в Париже, Рубин подчеркнул, что эти события должны быть расследованы, чтобы восторжествовала справедливость. Он также поднял вопросы о предполагаемых связях Эрдогана с группировками «Исламское государство» (ИГИЛ) и «Аль-Каида»* в Сирии, ведь есть множество предположений о сотрудничестве с разведкой и получении прибыли от действий боевиков.

В публикации на турецком языке в X (ранее — Twitter) Рубин обратился к турецкой аудитории: «Кабинет Эрдогана должен принять решение: уйти в отставку и служить освобожденной Турции или отправиться в тюрьму или изгнание вместе со своим президентом».

Выступление Рубина произошло в момент углубления авторитаризма в Турции и активизации дискуссий о том, как международные игроки должны готовиться к постэрдогановской эпохе. Исследователь призвал Соединенные Штаты и Европу отказаться от осторожной позиции и поддержать демократические силы в Турции в ожидании преобразующих перемен. «Мир требует справедливости. И те, и другие требуют правды», — делает вывод Рубин.

После возвращения Трампа на пост президента состоялся прямой телефонный разговор последнего с Эрдоганом. Во время своего первого президентского срока Трамп, как известно, благоволил Эрдогану, но динамика его второго президентского срока остается неясной, особенно учитывая смещение приоритетов внешней политики США в сторону обеспечения безопасности Израиля и укрепления стратегических связей с Саудовской Аравией на Ближнем Востоке в целом.

Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан планирует посетить Вашингтон 25–26 марта, после телефонного разговора Трампа и Эрдогана 18 марта. И в этом свете анализ Майкла Рубина кажется еще более интересным.

*террористическая организация, запрещена на территории РФ