Джелалеттин Джан, пресс-секретарь инициативы «78-ми» и один из руководящих представителей Демократической партии народов (ДПН) сказал, что Турция стремится остаться за столом переговоров, продолжая угрожать хаосом и разжиганием конфликта.
Джан ответил на вопросы корреспондентов информационного агентства «Фират» о последних событиях.
Почему Турции нужен военный мандат для своего присутствия в Ираке и Сирии и почему он в этот раз был продлён ещё на два года?
Этот военный мандат можно ещё назвать сумочным актом. Он включает в себя множество вопросов. В мандате упоминается «угроза терроризма» как в Ираке, так и в Сирии. Эту угрозу представляет Курдское освободительное движение. Однако там не упоминается о том, как Турция должна справляться с неудобствами, которые причиняет иракскому правительству, нарушая территориальную целостность страны. Турция просто введёт свои войска и нарушит территориальную целостность Ирака. Правительство Ирака, безусловно, будет обеспокоено этим, но об этом в мандате не обговаривается. Турция устанавливает свои военные аванпосты и базы на территории Ирака, называя Курдское освободительное движение «террористической угрозой». Продолжающиеся военные действия и бои свидетельствуют о постоянном военном присутствии Турции в регионах, находящихся под контролем курдов. Турецкая армия постоянно присутствует в Ираке и Сирии, и недавний мандат лишь узаконивает её дальнейшее пребывание на территориях этих стран. Турция заявляет, что её военное присутствие там необходимо для «борьбы с терроризмом» и во имя «обеспечения безопасности своей страны за пределами её границ».
Возможно ли постоянное присутствие турецкой армии в Ираке и Сирии?
Если мы обратим внимание на расположение турецких войск в Сирии и Ираке, на связи, которые Турция установила с политическими исламистами и на её попытки создать организационную базу в этих странах, становится ясно, что эта ситуация не является временной. В недавнем мандате указано, что постоянное военное присутствие Турции на этих территориях невозможно. Одной из причин является мощное сопротивление. Другая причина заключается в том, что имеются и другие вмешательства. Мандат не учитывает баланса сил между турецкими войсками и другими. На мой взгляд Турция стремится установить своё постоянное военное присутствие в регионе, угрожая хаосом и разжиганием конфликта. Но, по крайней мере, она стремится остаться за столом переговоров.
Сможет ли Турция осуществить новое вторжение, невзирая на США и Россию?
Восточная Сирия в основном находится под влиянием России, а США поддерживают свою сферу влияния на западе от Евфрата. Правительство ПСР-ПНД планирует провести свою военную операцию в этих двух регионах. Но для того, чтобы это сделать, Турции необходимо получить одобрение со стороны США и России, которого она до сих пор не добилась. В данный момент ей трудно получить такое разрешение. Она может получить такое разрешение от России относительно западных областей Евфрата, но и там для неё могут возникнуть некоторые препятствия. Не думаю, что Турция сможет совершить вторжение в эти регионы, не добившись согласия со стороны этих двух государств, которые согласованно проводят свои действия на западе и востоке. Сможет ли режим единовластия повергнуть всю страну в авантюру? Ходят слухи о том, что закрытие двух третей юго-восточной границы обсуждается в государственных учреждениях.
Турция размещает свои войска на востоке Евфрата. Вслед за провокационным ракетным обстрелом окрестностей Кобани Турция начала вводить свои войска в Акчакалу. Существует линия, которая начинается с юга Кобани и длится до юга Гре Спи, и она проходит через трассу М4. Даже если не произойдёт военного вмешательства, Турция стремится прервать связь между Кобани и Джизирой. Таким же образом была прервана связь между Кобани и Африном. Не думаю, что Турции удастся добиться разрешения на вторжение в эти территории, поскольку между США и СДС сложились тёплые отношения. И получение такого разрешения не обсуждалось на переговорах между Байденом и Эрдоганом.
С какой целью Турция намеревается атаковать эти два региона?
Идлиб представляет собой важный стратегический пункт для Турции и джихадистских организаций. Организация Аль- Нусра, получающая поддержку от Турции, держит Идлиб под своим контролем. В то время, как Сирия, Иран и Хезболла планируют нанести наземный удар по Идлибу, Россия хочет осуществить удар с воздуха. Они стремятся избавиться от турецкого влияния там. По этой причине Россия и Сирия также принялись размещать свои войска в регионе. Это означает, что турецкой армии грозит опасность. Турция продолжает стягивать туда свои войска, но регионами, которые она стремится захватить, являются Шехба, Тель Рифат и Манбидж.
Россия и США утверждают, что пришли к соглашению относительно Сирии. Как вы думаете, получение Турцией мандата повлияет на отношения Турции с Россией и США?
Россия находится в сотрудничестве с сирийским режимом и пытается сохранить территориальную целостность Сирии. США считают своим союзником СДС. Согласно сообщениям, эти два государства выступают против турецкой военной агрессии в регионе и ведут переговоры о перемирии в отношении сирийского вопроса. Эти два государства находятся в процессе установления перемирия. И всё же остаётся вопросом, позволят ли они Турции проводить свои военные действия в этих двух регионах.