Европа

19-я Конференция EUTCC: Турция должна ответить на исторический призыв Оджалана

Спикеры, выступавшие на международной конференции в Европейском парламенте, заявили, что призыв к миру и демократии в обществе, сделанный Абдуллой Оджаланом, имеет историческое значение, и в этой ситуации Турция должна выполнить свои обязанности.

19-я конференция Европейской комиссии по вопросам вступления Турции в Европейский союз (EUTCC) под названием «Европейский союз, Турция, Ближний Восток и курды» в Европейском парламенте (ЕП) продолжается второй день.

Конференция проводится в сотрудничестве с Левой партией, «Зелеными» и Европейским свободным альянсом, а также группами Прогрессивного альянса социалистов и демократов.

На протяжении последних 19 лет EUTCC регулярно организует международные конференции в Европейском парламенте, посвящая их курдскому вопросу и демократическим процессам в Турции. Эти конференции проходят каждый год; на них приглашают представителей организаций гражданского общества, ученых, европейских, турецких и курдских политиков и активистов, привлекая к ситуации в регионе международное внимание – как политическое, так и медийное.

Второй день конференции начался с дискуссии «Новая глава в истории Турции: Препятствия и возможности для примирения». Модератором мероприятия выступила Дерсим Дагдевирен, член правления EUTCC и Kurd-Akad.

Бакырхан: Курдский вопрос сегодня приобрел региональные и глобальные масштабы

Сопредседатель Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тунджер Бакырхан подвел итоги своей 4-часовой встречи с Абдуллой Оджаланом в тюрьме строгого режима на острове Имралы. Бакырхан напомнил о том, что после провала предыдущего процесса урегулирования началась война. Он сказал: «После этих военных действий в обществе произошел раскол – имела место серьезная поляризация. Закон стал инструментом репрессий, палкой в руках правительства. Экономика вошла в пике, пережив серьезный кризис. Усилилось давление на нашу партию. Надежды на мир рухнули и были практически уничтожены. Все слои общества потеряли связи, и за последние 10 лет эта поляризация резко усилилась. Но призыв Абдуллы Оджалана 27 февраля изменил многое; это было очень важное событие. За эти 10 лет все мы накопили богатый опыт.

Сопредседатель ПНРД продолжил: «На сегодняшний день курдский вопрос приобрел как региональные, так и глобальные масштабы. Стали заметны проблемы не только курдов, но и других групп общества. Демократизация и экономическая независимость Турции зависят от решения курдского вопроса. Это уже не политический выбор, а настоящая экзистенциальная необходимость. Необходимо извлечь уроки из прошлого. Мы подробно обсуждаем прошлые попытки урегулирования. Мы – партия, которая относится к вопросам, в которых мы оступились, самокритично, с готовностью исправлять допущенные недочеты. Несмотря на все недостатки, предыдущий процесс урегулирования породил доверие общества и позволил сделать шаги к демократизации. Экономическое благосостояние граждан выросло. Мы видели, как примирение, даже временно, проложило достойный путь для страны. Решение курдского вопроса открывает множество возможностей».

Закон не работает

Но у нас есть внутренние и внешние препоны для поиска мирного решения. Недавний арест Экрема Имамоглу, мэра столичного муниципалитета Стамбула, – очень конкретный пример того, что закон прекращает действовать, а порой упраздняется. Мэр города с населением 16 миллионов человек стал мишенью преследований, и закон был использован, как оружие, против законно избранного политика. Как вы знаете, в муниципалитеты, где победили курдские партии, назначаются провластные политики. Такой чиновник-лоялист узурпирует муниципалитет и запирает двери общественных организаций и культурных учреждений.

Кроме того, в Турции широко распространена цензура. Для основных средств массовой информации открыты все пути, а оппозиционные СМИ подвергаются серьезным репрессиям. Сотни людей уж были задержаны за посты в социальных сетях. Аккаунты в соцсетях и новостные сайты блокируются. Мы понимаем, что все хотят держать всех в узде. Наряду с этим в Турции существует и конституционная проблема. Конституция, основополагающий закон нашей страны, не основана на единых социальных ценностях. Централистская конституция не включает важнейшие моменты, которые касаются молодежи, женщин и других групп общества.

Политика под руководством курдов на Ближнем Востоке достойна восхищения

На пути урегулирования стоят и другие, внешние факторы. То, что происходит в области международных отношений, непредсказуемо. Мгновенно меняющиеся решения и беспринципная внешняя политика оказывают серьезное влияние на нашу страну. Этот вопрос также напрямую затрагивает Европу. Следовательно, демократизация Турции повлияет и на ЕС. Политика, проводимая курдами на Ближнем Востоке, очень демократична и достойна восхищения. И снова мы проводим политику в интересах рабочих, трудящихся, женщин, молодежи и других народов. Наша позиция в отношении демократии и прав человека открывает большие возможности для стран Европы. В этом можно убедиться, взглянув на ситуацию в северо-восточной Сирии. В Рожаве создана система, в рамках которой езиды, туркоманы, курды и арабы живут вместе в мире. В стране внедряется демократическое самоуправление.

Стабильность в Турции будет полезна для Европы

Отношения между ЕС и Турцией также переживают неспокойный период. При условии, что Турция добьется внутренней стабильности в своих границах и в регионе, это будет полезно и для Европы. Внутренний мир в Турции напрямую повлияет на развитие событий в Сирии и Ираке и снизит миграцию в Европу. Мир и демократия станут историческим достижением, и мы работаем в этом направлении.

Динч: Оджалан стремится к миру с 1993 года

Мазлум Динч, один из юристов адвокатского бюро «Асрин», дал юридическую оценку праву на надежду в случае Абдуллы Оджалана и возможному урегулированию в Турции. Динч отметил, что политика отрицания и отсутствие свобод, упомянутые в призыве Оджалана, однажды привели к началу вооруженной борьбы. Динч напомнил, что, хотя Оджалан стремится к примирению с 1993 года и хочет привести Турцию к миру и демократии, в Турецкой Республике ещё не было правительства, которое бы продемонстрировало волю к решению проблемы.

Ссылаясь на решение Комитета министров Совета Европы о праве на надежду, адвокат продолжил: «Когда дело касается курдов или Абдуллы Оджалана, закон не действует. Однако, сегодня это беззаконие распространилось на все слои общества. Эта брешь была открыта беззаконием, которое мы видели в ситуации г-на Оджалана, и тогда все молчали. Но наша борьба продолжалась. Когда Абдулла Оджалан был доставлен в Турцию, смертная казнь в его случае была отменена, но был введен режим исполнения наказания в виде пожизненного заключения с отягчающими обстоятельствами. Так был открыт путь к содержанию узников в тюрьмах страны до самой их смерти. 18 марта 2014 года ЕСПЧ постановил, что этот закон является преступлением, так как граничит с пыткой. Однако, за 11 лет Турция так и не сделала ни единого шага, чтобы изменить это положение дел.

Шаг к «праву на надежду» должен быть сделан без каких-либо политических торгов

Когда 22 октября 2024 года Девлет Бахчели высказал свое мнение о праве на надежду, эту тему мгновенно начали обсуждать на всех площадках. Бахчели действительно говорил о свободе. Он призвал Абдуллу Оджалана сыграть свою роль. Однако, несмотря на прозвучавшее обращение курдского лидера, до сих пор не было сделано ни одного шага в отношении права на надежду, которое остаётся центральным вопросом. Такой шаг должен быть сделан без каких-либо политических торгов, но этого пока не произошло.

Каждый должен взять на себя ответственность за наше общее будущее

В своем последнем обращении Абдулла Оджалан отметил, что в случае провала текущей попытки урегулирования потери будут гораздо тяжелее, чем прежде. Этот процесс, в котором курдский лидер взял на себя инициативу, может стать последним шансом на урегулирование. Сегодня каждый должен взять на себя ответственность. Каждый заплатит тяжелую цену. Понимая это, не следует впадать в пессимизм, ждать перемен и оставлять инициативу за правительством. Свобода Абдуллы Оджалана крайне важна для продолжения урегулирования. Европа также несет ответственность за дальнейшие события. В ЕС есть институты, которые могут выступить против незаконных действий в отношении курдского лидера, мы не видим никакого развития в этом направлении. Соответствующие институты должны взять на себя ответственность и занять позицию, способствующую развитию демократии».

Заседание завершилось сессией вопросов и ответов

Конференция продолжилась следующей сессией под названием «Турция в новом мировом порядке». Журналист Ферда Четин, депутат парламента Стамбула от Народно-республиканской партии (НРП) Сезгин Танрыкулу, Хусейн Чичек из Венского университета и Йост Йонгерден из Вагенингенского университета приняли участие в дискуссии, модератором которой выступила научный сотрудник Латифе Акьюз.

Танрыкулу: ПСР и правительство до сих пор не выполнили свою часть задачи

Депутат от НРП Сезгин Танрыкулу присутствовал на конференции в режиме онлайн, выйдя на связь из Анкары. Он не смог прибыть на мероприятие в связи с мобилизацией его партии после давления на мэра Стамбула Экрема Имамоглу.

Танрыкулу заявил, что призыв Абдуллы Оджалана к решению курдского вопроса, прозвучавший 27 февраля, носил характер широкого манифеста, став настоящим историческим событием. Политик добавил: «Организация (имеется в виду РПК, Рабочая партия Курдистана) отреагировала на это обращение курдского лидера положительно, и процесс перешел в другую фазу. Однако, ПСР и правительство до сих пор не решили свою часть задачи. Напротив, они применяют очень жесткие методы. Вместо того, чтобы содействовать съезду организации, оно делает абсолютно обратные вещи и препятствует конгрессу. Организация объясняет эту ситуацию со своей стороны, и, честно говоря, мои наблюдения говорят о том, что к этим объяснениям стоит прислушаться. ПСР до сих пор не предоставила общественности прозрачной информации о процессе».

Заявив, что НРП рассматривает парламент, как арену для решения курдского вопроса, Танрыкулу продолжил: «К сожалению, ПСР не поддерживает нас в этом. С самого первого дня наш председатель г-н Озгюр Озель призывал к конкретным действиям. Мы активно просили создать специализированную комиссию в парламенте, которая работала бы над этим вопросом. Но ПСР хранит молчание. Более того, Партия справедливости и развития проводит очень жесткую политику в отношении как курдских политиков, так и нашей партии, НРП. Они назначили своих сторонников на должности во многих муниципалитетах, в том числе в Ване и Мардине.  Аналогичные ситуации имели место в муниципалитетах Стамбула, а мэр Экрем Имамоглу оказался в тюрьме. Члены НДК были арестованы. ПСР и правительство не предпринимают никаких шагов для выхода из этой ситуации. Мы говорим, что если необходимо сделать политический шаг для решения курдского вопроса, то парламент – то место, где стоит работать над решеием. Но я не испытываю оптимизма по поводу того, что это произойдет».

Четин: США и ЕС молчат о действиях Турции

Журналист Ферда Четин заявил, что Турция придерживается экспансионистской модели, о чем свидетельствуют её действия в Сирии, Ираке и некоторых других странах Ближнего Востока. Он сказал: «Правители Турции не считают все эти действия неким правонарушением и фактически поддерживают подобное положение дел. У Турции 80 баз в Ираке и столько же в Сирии. США это тоже никак не беспокоит. Вот почему эта ситуация связана не только с ПСР. США и ЕС молчат, никак не высказываясь против происходящего. Напротив, они защищают Турцию по «соображениям безопасности». Если мы не признаем этот факт, мы не сможем считать отношения Турции с Европой нормальными».

Четин также раскритиковал отношения стран Европейского союза (ЕС) с президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа, заявив: «Скоро он посетит Европу. В прошлом этот человек был одним из лидеров «Аль-Каиды»*. Нельзя так относиться к том, кто отдал приказ о многочисленных массовых расправах, о кровавых убийствах, только потому, что теперь он носит костюм. Поэтому нам нужно говорить не только о действиях правительства ПСР в Сирии, но и об отношении Европейского союза».

Чичек: В Турции действует автократический режим

Хусейн Чичек из Венского университета подчеркнул, что в Турции правит автократический режим, добавив: «Сегодня мы видим автократическую Турцию, судя по событиям внутри страны, и агрессивную Турцию, если характеризовать действия её правительства за рубежом. В 2017 году Эрдоган заменил парламентскую систему на президентскую. Он создал единоличный режим правления, изменив баланс сил. Началось серьезное давление на СМИ, плюрализм и организации гражданского общества.

Все мы понимаем, что внешняя политика – зеркальное отражение внутренней. Политика Турции в Сирии, Сомали, Ираке и на Кипре носит чисто военный характер. Европа имеет с Турцией связи в области безопасности и экономики. Европейский союз хранит молчание, потому что рассматривает Турцию, как буферную зону для миграции и зону для торговли».

Йонгерден: Оджалан искал возможность диалога в течение 25 лет

Йост Йонгерден из Вагенингенского университета подчеркнул: «Я хотел бы сказать, что мы можем посмотреть на ситуацию так: в Турции нет курдского вопроса, а есть столетний турецкий вопрос. Мы должны говорить о проблеме и обсуждать её прямо. Призыв Абдуллы Оджалана к решению этого вопроса стал историческим шагом. Все стороны должны прислушаться к курдскому лидеру. Этот призыв должен быть реализован, чтобы мы могли наконец достичь мира. Процесс переговоров, начавшийся между Турцией и освободительным движением в 2009 году, закончился неудачей. Чтобы это не повторилось, необходимо открыть каналы связи. Любые препятствия должны быть устранены. Абдулла Оджалан и лидеры курдского движения должны встретиться. Государство должно выполнить свои обязанности, ибо этот момент настал».

Йонгерден добавил, что слова Абдуллы Оджалана «я ищу собеседника» в книге, которую он написал 25 лет назад, по-прежнему актуальны, и подчеркнул: «Я надеюсь, на этот раз он найдет собеседника, которого ищет».

Йост Йонгерден призвал страны Европейского союза исключить РПК из списка террористических организаций.

Сегодняшняя сессия завершилась после вопросов участников, и настал перерыв.

Конференция продолжилась во второй половине дня панельной дискуссией на тему «Европейский союз, курды и Турция в контексте прогресса и демократии».

* - террористическая организация, запрещена в РФ