Реакция на использование слова «Курдистан», а также запреты курдского языка и репрессивные меры, применяемые при попытках его использовать, в недавнее время вызвали широкие общественные дебаты в Турции. Курды подчеркивают, как важно давать отпор политике отрицания.
Шарафхан Джизири, пресс-секретарь Платформы курдского языка, напомнил, что сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу в прошлом также упоминали слово Курдистан. «Регион, где живут курды, называется Курдистан. Курдистан не исчезнет только потому, что они отрицают это», - отреагировал Джизири.
Язык важен для людей
Джизири осудил турецкие власти, которые запретили концерт музыканта Мама Арарата на основании того, что «будут исполняться курдские песни». Он напомнил, что курдские песни звучат на государственном телеканале «TRT Kurdî» в течение многих лет. Он подчеркнул, что сами люди должны защищать свои язык и культуру от таких угроз и давления. «Язык необходим народу. Как только вы потеряете свой язык, вы перестанете быть собой, как народ», - добавил он.
Их главная цель – запрет
Резан Актум, глава Ассоциации по изучению языка и культуры Месопотамии (MED-DER), отметил, что главная цель этого государства – запрет курдского языка и культуры для сохранения собственной власти. «Государство черпает свою силу из репрессивного мышления и отрицания [прав курдов]. Давайте объединимся и будем бороться против этого отрицания и репрессивной позиции власти сообща. Давайте говорить, думать и писать на курдском языке, используя его в нашей повседневной жизни. Только так мы сможем помешать этой политике».
Курдистан был всегда и продолжит существовать
Депутат партии ДПН по Вану, Сарысач, также осудил преследования из-за использования слова «Курдистан». «Если сегодня существует разделение, то так вышло не из-за слова «Курдистан», а из-за тех, кто отрицает существование важной части общества. Нет необходимости даже обсуждать Курдистан [с такой точки зрения]. Курдистан – это и есть реальность. Курдистан – это не то, что можно узаконить или вывести за рамки закона руками Эрдогана и его предшественников, включая основателя республики Мустафу Кемаля Ататюрка. Курдистан уже легитимен. Курдистан – это регион, который существовал десятки тысяч лет и в котором продолжают жить курды. Эта реальность существовала всегда и продолжит существовать».
Откат демократии
Сарысач подчеркнул, что отказ курдам в их правах и отрицание существования Курдистана ведет к откату демократии в Турции. Он подчеркнул, что отрицание прав курдов привело лишь к тому, что страна погрузилась в кризис и пребывает в упадке: «В Турции ничего не изменится, если атаковать курдов и совершать массовые убийства этого народа. Напротив, отрицание по отношению к курдам привело к откату в демократии. Турция никогда не была достаточно демократична, а сейчас нам не хватает даже той, старой демократии. В настоящее время Турции отчаянно не хватает конституции, введенной после военного переворота 1980 года. На самом деле, отрицание курдов проистекает из того, что курдский вопрос остается не решенным, и государство сохраняет свою власть, основываясь на отрицании и ассимиляции. Это не работает и никогда не начнет работать в будущем. Курды никогда не откажутся от своей идентичности, ценностей, языка и Курдистана».