Европарламентарий Амор принял участие в пикете Субботних матерей в Стамбуле
На 975-й неделе своей публичной акции Субботние матери по-прежнему требуют справедливости для своих родственников, пропавших без вести.
На 975-й неделе своей публичной акции Субботние матери по-прежнему требуют справедливости для своих родственников, пропавших без вести.
Наступила 975-я неделя акции Субботних матерей, и женщины снова вышли на улицы Стамбула, чтобы потребовать информации о своих родственниках, «исчезнувших» в местах лишения свободы, и наказания виновных. На этот раз активисток сопровождали многочисленные сторонники, включая евродепутата-социалиста Начо Санчеса Амора, который входит в делегацию Объединенного парламентского комитета ЕС-Турция и является бывшим докладчиком по Турции в Европарламенте. Акция началась на оцепленной полицией площади Галатасарай, где Субботние матери рассказали об истории Хусейна Ташкая, который пропал без вести после своего ареста в городе Сиверек, провинции Урфа в 1993 году.
Государство обязано обеспечить правосудие
Сначала слово взяла Себла Арджан, представительницакомиссии АПЧ (турецкой Ассоциации по правам человека)по тюрьмам, которая вкратце рассказала об истории насильственных исчезновений людей, оказавшихся под стражей в Турции, и о борьбе за установление виновных и привлечение их к ответственности: «Мы собрались здесь, потому что помнить о том, о чем правительства вынуждают нас забыть, – важная часть примирения с прошлым, усилие во имя демократизации, поворота к справедливости и правам человека. Наше настойчивое требование не забывать этих людей и их судьбы – это требование демократии в конституционном государстве и борьба за права человека. Мы призываем властей прекратить нарушать наше право на правду и доступ к правосудию. Выполняйте свой долг. Пора провести эффективные расследования, которые раскроют судьбу наших исчезнувших близких и обеспечат справедливость».
Рассказывая о деле Хусейна Ташкая, Арджан сообщила, что 42-летний курдский бизнесмен был похищен из дома своего дяди в Сивереке 6 декабря 1993 года отрядом полицейских, солдат и сельских стражей под командованием армейского офицера, после чего бесследно исчез. В то время район находился под властью клана Буджак, возглавляемого депутатом DYP (Партии истинного пути) и племенным вождем Седатом Буджаком. Серьезные нарушения законодательных норм были частью повседневной жизни в деревне. Ташкая, отец четверых детей, оказался в списке смертников. Строительный подрядчик, пользовавшийся уважением граждан в своем районе, стал мишенью для сил безопасности и клана Буджак, так как открыто осуждал террор сельских стражей и преступления силовиков. Семья Хусейна Ташкая обратилась в жандармерию, местное полицейское управление, прокуратуру и к губернатору с запросом о его местонахождении. Военные утверждали, что Хусейна забрали сотрудники полиции. Представители полиции, в свою очередь, заявили: «У нас его нет, спросите у Седата Буджака». Глава сельской стражи сообщил, что Ташкая отдали в руки представителей государства. Прокуратура выразила сомнения в том, что арест вообще имел место. Вскоре судебное разбирательство было прекращено, и все ходатайства семьи исчезнувшего мужчины оказались безуспешными. С тех пор Хусейн Ташкая считается пропавшим без вести.
Санчес Амор поддерживает борьбу Субботних матерей
Возложив красные гвоздики на площади Галатасарай в память о Хусейне Ташкая, Субботние матери и их сторонники направились к офису АПЧ, где выступили с заявлением для прессы. Начо Санчес Амор заявил о своей солидарности с активистками и их борьбой за справедливость, добавив, что находится в Стамбуле для мониторинга ситуации с правами человека. «Требования Субботних матерей, желающих выяснить судьбу своих исчезнувших родственников и привлечь виновных к ответственности, полностью законны», – сказал парламентарий, раскритиковав тот факт, что на мирных пикетах активисток присутствует множество сотрудников полиции. Он добавил, что считает несправедливым тот факт, что органы безопасности закрывали Субботним матерям доступ на площадь Галатасарай в течение длительного времени, действуя вопреки решению Конституционного суда: «Решение высшей судебной инстанции Турции заслуживает уважения. Но, к сожалению, турецкие органы безопасности пренебрегли основным законом и дали понять, что считают это важное решение Конституционного суда недействительным».
Он добавил: «Турция никогда не станет страной, которая может рассчитывать на уважение, пока она выглядит державой, где права граждан находятся в руках полицейских. Я невероятно счастлив, что мне удалось стать непосредственным участником и свидетелем протеста Субботних матерей, потому что эти женщины – прекрасный пример того, что значит быть гражданином. В Турции совершается множество нарушений прав, но я выбрал именно Субботних матерей из-за значимости их цели. Я поддерживаю их, потому что эти женщины продемонстрировали несгибаемую волю и абсолютную настойчивость в отстаивании демократических прав. Защищать Субботних матерей – значит защищать права человека. Я хотел бы участвовать в их протестах будущем. Я нахожусь здесь ради ваших прав».
Отвечая на вопрос журналистов о задержаниях активисток в последние недели, политик сказал: «В рамках такого процесса необходимо обратиться в ЕСПЧ. Вы можете рассказывать о силе своей армии и солдат сколько угодно, но, когда полицейский не признает решения Конституционного суда и говорит, что он принимает решения сам, права человека в этой стране существуют лишь на бумаге».
После давления на Субботних матерей, начавшегося по приказу Министерства внутренних дел летом 2018 года, площадь Галатасарай была закрыта для активисток. Однако, 22 февраля 2023 года Конституционный суд Турции постановил, что эти действия противоречат праву на свободу собраний и демонстраций, и отклонил возражение министерства о том, что Субботние матери угрожают «охране общественного порядка». «Каждый человек имеет право участвовать в невооруженных и мирных собраниях и демонстрациях, не запрашивая предварительного разрешения», – гласит статья 34 Конституции Турции, которую власти нарушили, запретив акцию Субботних матерей. В августе 2018 года их пикет был разогнан с применением насилия, как происходило и в ходе всех последующих попыток женщин выйти на площадь. Суд наконец постановил, что блокада площади Галатасарай была незаконна. Министерство внутренних дел и центральное управление турецкой полиции игнорировали этот вердикт в течение нескольких месяцев, не позволяя инициативе возобновить свои пикеты неделю за неделей с начала апреля. Субботние матери смогли снова выйти на площадь Галатасарай только 11 ноября.