14-й Лондонский фестиваль курдского кино (LKFF) был посвящен Сирри Сурейе Ондеру, представителю делегации на Имралы от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) и заместителю спикера парламента, который ушел из жизни в прошедшую субботу, на 18-й день лечения в отделении интенсивной терапии стамбульской больницы.
Фестиваль завершился трогательной церемонией закрытия, после премьеры ряда кинокартин и вручения наград.
Организаторы почтили память Ондера, который выступал за демократию, диалог и культурное самовыражение, как символ мира и братства народов, на протяжении десятилетий.
Чествование усопшего политика
Церемония закрытия началась с минуты молчания в память об Ондере. Руководитель фестиваля Ферхан Штерк сказал: «Сирри Сурейя был символом мира и свободы. Он посвятил свою жизнь укреплению демократии, братства, сосуществования и справедливости. В этом году выпуск фестиваля посвящен ему, нашему дорогому товарищу».
Взгляд на сопротивление в Кобани
Фестиваль закрыла стала шведская картина «Прикосновение свободы» режиссера Манал Масри. Картина рассказывает трогательную историю двух курдских студентов, Дженкидара и Хусейна, которые присоединяются к сопротивлению в Кобани. Родственники героев выражают эмоциональную глубину конфликта в ходе развития событий; это кино вызвало бурную реакцию зала. Когда показ завершился, историческое значение сопротивления в Кобани обсудили в ходе последовавшей дискуссии. В зале звучал лозунг «Женщины, жизнь, свобода».
Лауреаты LKFF 2025 года
На церемонии награждения были отмечены работы, сочетающие политическое высказывание, культурную память и высокое художественное качество:
▪ Лучший игровой фильм (приз Rojazer) – Kör Noktada («В слепом пятне») Айше Полат, вдохновленный активистками движения Субботних матерей и поисками справедливости.
▪ Лучший документальный фильм (приз Мехмета Аксоя) – «Замри» Берке Баша, размышление о народной памяти и сопротивлении.
▪ Лучший короткометражный документальный фильм (приз Таха Карими) – «С тех пор я летаю» (Ever Since, I Have Been Flying) Айдына Гёкмена.
▪ Лучший короткометражный фильм (приз Йылмаза Гюнея) – «Агония» Борхана Ахмади и Лейлы Багпиры.
▪ Специальный приз жюри – Bizim İsmail («Наш Исмаил») авторства Фатин Канат и Ондера Инче и Ulysses Çevirmek («Перевод Улисса») Айлин Куриель и Фирата Юселя.
▪ Лучшая актриса – Шилан Дюздабан.
▪ Лучший актер – Коркмаз Аслан.
Почетные награды были вручены режиссеру Саману Хоссейнпуру (фильм «Сын») и езидской актрисе Сараб Найиф Иссе, которая посвятила свою награду «всем борющимся женщинам».
Отражение культуры сопротивления
В своей заключительной речи Шилан Мурдачи подчеркнула, что 17 из представленных фильмов были сняты женщинами, что говорит о хороших женских перспективах в курдском кино. В то же время она напомнила о силе коллективного повествования: «Наши истории доходят до мира благодаря вашей приверженности и солидарности. Эта мечта живет благодаря всем вам».
За девять дней мероприятия было показано более 58 фильмов, включая художественные, короткометражные и документальные ленты. Основными темами представленных работ были истории бегства и сопротивления в Рожаве, судьбы езидских женщин, потеря языка и культура памяти. Режиссер Билал Коркут прокомментировал зачастую болезненные темы так: «Вы всегда говорите о ране, которая всё ещё кровоточит».
Из Курдистана в Северную Америку
Особым событием стал показ фильма «Нити революции» американки Джанет Биль, в котором рассматривается женская революция на северо-востоке Сирии. Биль вдохновлялась идеями Мюррея Букчина и получила бурные аплодисменты за свой вклад.
Работы Казыма Оза, Мехмета Али Конара и Араша Раксы также привлекли особое внимание своим поэтическим стилем, индивидуальностью и политическим подтекстом.
Наследие на экране: Сирри Сурейя Ондер продолжает жить
Память о политике Ондере была постоянной темой всего мероприятия. Многие артисты, лауреаты премий и гости отдали дань уважения его вкладу в дело примирения и культуру. Депутат и вице-спикер парламента от ПНРД перенес тяжелый сердечный приступ 15 апреля и скончался 3 мая в стамбульской больнице от полиорганной недостаточности. Курдский музыкант Кемаль Улусой подчеркнул на церемонии закрытия: «Мы сделаем мир, который Сирри хранил в своем сердце, реальностью».