Неустойчивое межконфессиональное равновесие в Ливане нарушается

Причиной стала война между «Хезболлой» и Израилем.

REUTERS/AZIZ TAHER

Ливанская христианская деревня Рмейш отмечает свою первую Пасху после начала войны в Газе. Жители говорят, что противостояние между «Хезболлой» и Израилем втягивает их в конфликт, который они не выбирали.

Как и многие другие христиане на юге Ливана, они возмущены происходящим. Они опасаются, что их дома могут в любой момент оказаться под перекрестным огнем, а их семьи будут вынуждены навсегда покинуть родовые деревни вблизи ливано-израильской границы.

Ранее на этой неделе житель Рмейша столкнулся с группой вооруженных людей, пытавшихся запустить ракеты по Израилю с территории деревни. По словам мэра Милада аль-Алама и жителей Рмейша, некоторые жители деревни стали звонить в церковные колокола, чтобы поднять тревогу, и вооруженные люди ушли, чтобы выпустить ракеты из другого района.

«Последние шесть месяцев мы говорим: оставайтесь в своих домах, сохраняйте нейтралитет. Любой удар принес бы огромные потери», — сказал Алам агентству Reuters.

«Хезболла» начала запускать ракеты с вершин холмов и из деревень на юге Ливана по Израилю в поддержку своего палестинского союзника ХАМАС, который ранее совершил трансграничное нападение на Израиль. Это вызвало ожесточенное израильское наступление на суше, в воздухе и на море, — наступление в секторе Газа.

Недовольство жителей деревни отражает критику со стороны христианских священнослужителей и политиков, выступающих против «Хезболлы». Они давно обвиняют эту группировку в подрыве государства благодаря наличию у нее военного арсенала, превосходящего национальную армию, и, также, благодаря монополизации решений о войне и мире.

«Мы не имеем никакого отношения к этой войне. Неужели они (Хезболла) хотят нас вытеснить?» — спрашивает 40-летний житель Рмейша, который попросил не называть его имени, опасаясь, что критика «Хезболлы» может привести к репрессиям с ее стороны. Поддерживаемая Ираном «Хезболла»,  которой подконтрольна большая часть ливанского государства, отрицает, что ее бойцы пытались запустить ракеты из Рмейша.

Более дюжины сект сосуществуют в крошечном Ливане в шатком равновесии. Оно отражено в системе разделения власти: государственные посты распределяются по религиозному признаку. Посты президента и главы центрального банка — два высших поста, зарезервированные за христианами-маронитами, — остаются вакантными с октября 2022 года и июля 2023 года соответственно из-за разногласий по поводу выбора преемников.

БЕЗ ПРАВА ГОЛОСА В СИСТЕМЕ

За последнее столетие сотни тысяч ливанцев были перемещены как внутри страны, так и в другие страны в результате конфликтов и лишений. В ходе 15-летней гражданской войны (1975-1990 гг) происходили убийства и похищения людей. Около 90 000 человек были вынуждены покинуть юг Ливана с момента начала конфликта [между Хезболлой и Израилем] в октябре.

Христианский законодатель Гада Айюб, представляющая избирательный округ на юге страны и являющаяся членом антихезболлаховской партии Ливанские силы, заявила агентству Reuters, что христиане выступают против «Хезболлы», «потому что она посягает на их присутствие»,  и что война углубляет расколы в ливанской политике.

«Вопрос в том, остались ли еще общие точки, имея которые, мы можем продолжать строить государство?» — сказала она.

Больше всего от обстрелов пострадала приграничная полоса, где расположено около дюжины христианских деревень, включая Рмейш. Они расположились на холмах с оливковыми рощами, соснами и табачными полями. Но теперь опасно сажать и собирать урожаи из-за обстрелов.

«Районы вокруг нас очень пострадали — обстрелы велись на расстоянии 500, 600 метров. Наши урожаи уничтожены»,  — говорит Джозеф Саламех, местный чиновник из города Клайя, расположенного примерно в четырех километрах от южной границы Ливана.

Ливан уже сильно пострадал от финансового краха, начавшегося в 2019 году. В условиях, когда туристы не приезжают из-за бомбардировок, магазины закрыты, школы закрыты или укрывают тысячи перемещенных в результате боевых действий лиц, деревни на юге страны, где преобладают мусульмане-шииты, получили еще один серьезный экономический удар, что вызвало у местных жителей опасения по поводу исхода христиан.

«Теперь к этому добавилась война, которая побуждает наших детей уезжать... Христиане не могут брать на себя больше, чем другие, потому что проблем в этой стране стало слишком много»,  — говорит Саламех.

Высшие христианские священнослужители Ливана бьют тревогу в еженедельных проповедях. Маронитский патриарх Бутрос аль-Рай в самом начале войны в Газе призвал Ливан оставаться в стороне, а недавно заявил, что война была «навязана» христианам.

РАСТУЩЕЕ ВОЗМУЩЕНИЕ

Греческий православный митрополит Бейрута Элиас Ауди в начале этого месяца спросил, справедливо ли, что «одна фракция ливанцев принимает решения от имени всех остальных, что она принимает односторонние решения, с которыми согласны не все ливанцы».

Главный христианский союзник «Хезболлы» — Свободное патриотическое движение (СПД) — усилил критику, заявив, что его союз с «Хезболлой»,  длившийся почти два десятилетия, «пошатнулся».

«Главная проблема, которая возникла в последнее время, — это выход за рамки защиты Ливана и вовлечение в конфликт, в котором мы не можем принимать решения»,  — сказал глава СПД Джебран Бассиль.

Союз с христианской партией СПД обеспечил «Хезболле» сторонников из религиозных общин, не входящих в ее традиционную шиитскую базу, но за последние два года пара разошлась по нескольким вопросам — в том числе, по вопросу о том, кто должен стать следующим президентом Ливана.

Майкл Янг из Ближневосточного центра Карнеги считает, что комментарии Бассиля были попыткой получить рычаги влияния на «Хезболлу»,  сигнализируя о расколе, но что они также отражают недовольство христиан статус-кво.

«Настроение среди христианской общины — это почти психологический развод с системой. Они не чувствуют, что у них есть право голоса в системе, и в какой-то степени это правда — «Хезболла» контролирует большую часть системы»,  — сказал Янг агентству Reuters.