Египет-Судан-Эфиопия – опасный треугольник отношений
Египет использует напряженность между Суданом и Эфиопией для продвижения своих позиций на переговорах по Великой Эфиопской плотине Возрождение (ВЭПВ).
Египет использует напряженность между Суданом и Эфиопией для продвижения своих позиций на переговорах по Великой Эфиопской плотине Возрождение (ВЭПВ).
Поскольку напряженность между Суданом и Эфиопией возросла, Египет быстро вмешался, чтобы подтолкнуть Хартум на свою сторону, поскольку трехсторонние переговоры по плотине на Голубом Ниле приостановились из-за настойчивого требования Аддис-Абебы начать заполнение плотины в июле.
Граница между Суданом и Эфиопией стала ареной серьезной напряженности и беспрецедентной эскалации с суданской стороны после того, как 29 мая в ходе столкновений между суданскими силами и эфиопским ополчением в районе Аль-Фашки в Судане был убит суданский офицер и ранено несколько гражданских и военных офицеров. Суданская армия официально обвинила эфиопские войска в поддержке ополченцев и предупредила об угрозе полномасштабной войны между двумя странами.
Официальный представитель суданской армии Амер Мохаммед аль-Хасан заявил в заявлении для прессы от 29 мая: «При поддержке эфиопской армии ополченцы атаковали многие районы вдоль границы между Эфиопией и Суданом и конфисковали суданские ресурсы».
30 мая Министерство иностранных дел Судана отозвало временного поверенного в делах Эфиопии в Хартуме в знак протеста по поводу «проникновения эфиопских ополченцев, поддерживаемых Эфиопской армией, и их нападения на суданских граждан и вооруженные силы на суданских территориях». Министерство выразило свое абсолютное осуждение этого вопиющего нападения.
В попытке успокоить ситуацию Министерство иностранных дел Эфиопии 31 мая опубликовало заявление, в котором утверждало, что не видит «никаких причин для вражды между двумя народами». Эфиопия призвала Судан сотрудничать и совместно расследовать обстоятельства инцидента, заявив: «Мы считаем, что лучше всего решать такие инциденты путем дипломатического диалога, основанного на дружественных связях и мирном сосуществовании между нашими странами».
Однако суданский Революционный фронт призвал жителей Восточного Судана 2 июня вступить в ряды Вооруженных сил для быстрой поддержки в случае возникновения любого вооруженного конфликта между двумя странами.
Столкновения между сторонами совпали с региональной напряженностью, возникшей в результате неудачных переговоров по вопросу о Великой Эфиопской плотине Возрождения (ВЭПВ) между Египтом, Суданом и Эфиопией.
Посредничество США не смогло разрешить кризис, и Эфиопия заявила о своем намерении начать заполнение плотины в июле.
Эскалация напряженности между Суданом и Эфиопией вызвала вопросы о ее влиянии на ход переговоров по ВЭПВ и о том, может ли Египет вмешаться, чтобы поддержать Судан в его конфликте с Эфиопией.
Бывший помощник заместителя министра иностранных дел Египта по африканским делам Мона Омар заявила «Аль-Монитору», что столкновения на Судано-Эфиопской границе произошли не в одночасье. Стычки между двумя сторонами происходили на границах в последние несколько лет из-за природных ресурсов и обширных участков плодородных земель, принадлежащих Судану. Эфиопия всегда следила за ними, но это первый случай, когда Судан выступил со столь серьезными угрозами в адрес Эфиопии и даже угрожает вступить в полномасштабную войну с ней.
Омар сказал, что встреча между суданским и египетским начальниками разведок – после того, как председатель Совета по суверенитету Судана Абдель Фаттах Бурхан пригрозил отразить любые нападения на границы – свидетельствует о том, что Египет хочет укрепить свои связи с Суданом, завоевать его и оказать давление на Эфиопию в вопросе ВЭПВ (Египет опасается, что после заполнения плотины уменьшится количество воды в Ниле и это лишит работы миллионы египтян, вызвав в стране социальный и политический кризис. С другой стороны, ВЭПВ необходима Эфиопии для создания ГЭС мощностью 6,5 гвт в целях проведения индустриализации и обеспечения электричеством 70 процентов населения страны. Население каждой из стран превышает 100 млн. человек, – прим.).
Это особенно важно, поскольку Судан враждебно относился к Египту и был больше на стороне Эфиопии в споре о плотине Нила, по словам Омар. «Кроме того, – добавила она, – Судан проявил враждебность по отношению к Египту, когда выразил оговорки в отношении египетского проекта резолюции, призывающего к арабской поддержке в вопросе о плотине Нила, проекта, который Египет представил в Лигу арабских государств». (Судан занимает двойственные позиции по вопросу о ВЭПВ, рассчитывая получать часть электричества от новой эфиопской ГЭС, – прим.)
8 апреля, проверяя 2-ю пехотную дивизию, охраняющую восточные границы, Бурхан пригрозил предотвратить любое нападение на границы страны. Он заявил, что никому не позволит напасть на суданские территории.
19 мая руководители Судана и Египта встретились с участием премьер-министра Египта Мустафы Мадбули и премьер-министра Судана Абдуллы Хамдука, а также министров иностранных дел Египта и Судана и начальников разведывательных служб, чтобы обсудить механизмы совместного сотрудничества между ними и проблему ВЭПВ.
Между тем Судан отказался одобрить проект резолюции, предложенный Египтом Лиге арабских государств 5 марта для выражения солидарности с Египтом и Суданом в вопросе ВЭПВ, с тем, чтобы защитить их интересы. Судан заявил, что это решение не отвечает его интересам. В тот же день посол Судана в Эфиопии Мохтар Билал Абдул Салам заявил эфиопскому информационному агентству, что «Эфиопия – это настоящий друг, который нам нужен», и призвал к всестороннему сотрудничеству между странами.
Самир Гаттас, член египетского парламента и директор Ближневосточного форума стратегических исследований, сказал «Аль-Монитору», что Египту трудно напрямую нацелиться на ВЭПВ и атаковать ее из-за многочисленных региональных партий, участвующих в ее создании. Международное сообщество не позволит Египту нанести прямой военный удар по ВЭПВ или вступить в прямую войну с Эфиопией. Но Египет может помочь Судану, подписав военные соглашения или соглашения в области безопасности, не вступая непосредственно в конфронтацию с Эфиопией.
17 июля 2019 года начальник Генштаба Египта Мохаммед Фарид обсудил с начальником Генштаба Судана Хашемом Абдель Мутталибом Ахмедом Бабакром пути поддержки совместных учений, связей, военного сотрудничества и обмена опытом между Вооруженными силами обеих стран, а также непрерывных совместных усилий по обеспечению безопасности границ и борьбе с терроризмом.
Мохаммед Мустафа Гамеа, который пишет для лондонской газеты Raialyoum, сказал «Би-би-си» 2 июня, что суданские вооруженные силы эскалировали ситуацию из-за тесных отношений между суданскими военными офицерами в Совете суверенитета Судана и президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Он сказал, что обеспокоен тем, что Судан может быть втянут в войну с Эфиопией усилиями Египта.
Гаттас отметил, что стремление Египта заручиться поддержкой Судана в деле ВЭПВ имеет важное значение для поворота переговоров в пользу Египта. Он отметил, что Египет всегда стремился оказать давление на Судан и завоевать его, но никогда не добивался успеха. Он добавил, что послание Судана Совету Безопасности ООН свидетельствует о поворотном моменте в отношениях суданского режима с Египтом.
2 июня Министерство иностранных дел Судана направило в Совет Безопасности письмо с призывом призвать заинтересованные стороны в споре о плотине на Ниле не принимать никаких односторонних мер, которые могли бы повлиять на региональный и международный мир и безопасность в регионе.