Европа

РБГ: десять лет государственных репрессий против прессы в Турции

Организация «Репортеры без границ» (РБГ) призвала президента Турции принять срочные меры и провести глубокую реформу, чтобы защитить независимых журналистов и гарантировать право на информацию в стране.

Пять журналистов убиты, 131 заключен в тюрьму, 77 осуждены за «оскорбление президента» и сотни подверглись преследованиям за свою работу, заявили «Репортеры без границ» (РБГ). Организация опубликовала доклад о десяти годах правления Реджепа Тайипа Эрдогана на посту президента Турции.

По мнению РБГ, за последнее десятилетие президент Эрдоган создал ультрапрезидентскую систему, которая подорвала свободу прессы и плюрализм СМИ. Жесткий анализ РБГ подчеркивает масштабы крестового похода, который ведет человек, которому предстоит оставаться президентом Турции до 2028 года после победы на выборах в мае 2023 года.

«Независимая журналистика сейчас явно находится под угрозой исчезновения после этого десятилетия репрессий. Эксплуатация судебной системы и общественного вещания, а также удушающий контроль над собственностью СМИ и регулирующими институтами поставили под угрозу право на новости и информацию, без которых не может существовать верховенство права. Турция должна очнуться от этого кошмара и открыть новую страницу. Мы призываем президента принять быстрые меры и провести глубокую реформу, чтобы защитить независимых журналистов и гарантировать право на получение информации в стране», – заявил представитель РБГ Турции Эрол Эндероглу.

В докладе RSF приводятся следующие подробности.

150 репортеров подверглись преследованиям во время протестов в Гези: начало безнаказанности

Авторитарное отношение и враждебность Эрдогана к журналистам начались еще до его прихода на пост президента. Когда Эрдоган был премьер-министром, антиправительственные протесты Гези в Стамбуле весной и летом 2013 года ознаменовались беспрецедентным всплеском насилия в отношении работников СМИ. С мая по сентябрь 2013 года в Стамбуле, Анкаре и Измире полиция совершенно безнаказанно напала на более чем 150 журналистов. Эти репрессии стали предвестием безнаказанности, которая сопутствовала новому авторитарному подходу Эрдогана к управлению страной. Только три журналиста получили компенсацию за нанесенный им ущерб.

Более 85% СМИ в стране контролируются правительством

Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) уже были очень влиятельны, когда он стал премьер-министром в 2002 году. Эрдоган создал финансовую систему, которая захватила медиакомпании, пытавшиеся погасить свои долги перед государством, и в конечном итоге передала эти издания частным компаниям, поддерживающим правительство. Сегодня более 85% частных национальных СМИ контролируются компаниями, которые поддерживают правительство или связаны с ним общими стратегическими интересами.

Контроль Эрдогана над средствами массовой информации, который также включает в себя жесткий контроль над государственной телерадиовещательной компанией TRT и Национальным советом по радиовещанию (RTÜK), способствовал его третьей победе на президентских выборах в мае 2023 года, в конце кампании, явно ознаменовавшейся предвзятым освещением в СМИ.

Аресты и судебные процессы используются для ограничения журналистской деятельности

Судебные преследования – один из излюбленных методов правительства для запугивания журналистов и предотвращения освещения в СМИ авторитаризма, коррупции, политического кумовства или курдского вопроса, а также для того, чтобы помешать журналистам раскрывать истории, которые могут поставить правительство и его союзников в неловкое положение. Из 131 журналиста, задержанного с тех пор, как Эрдоган стал президентом в 2014 году, по меньшей мере 40 были осуждены.

Турция стала крупнейшей в мире тюрьмой для журналистов в 2018 году, во время чрезвычайного положения, введенного после попытки государственного переворота в июле 2016 года. Массовым произвольным арестам подверглись многие СМИ, включая ежедневные газеты Cumhuriyet, Sözcü, Özgür Gündem и Zaman.

Судебное преследование СМИ по-прежнему широко распространено. В последние годы судебным разбирательствам, приведшим к арестам, подвергались журналисты-расследователи, телеведущие, а также такие известные репортеры, как Толга Сардан, Мердан Янардаг, Барис Пехливан, Абдуррахман Гёк и Фуркан Карабай.

Наиболее распространенные обвинения, предъявляемые сотрудникам СМИ, включают распространение «пропаганды террористической организации» и «угроза террористических организаций для сотрудника контртеррористической организации» в соответствии с законом о терроризме (TMK), а также «оскорбление должностного лица», «оскорбление президента» и «очернение государственных учреждений» в соответствии с уголовным кодексом (TCK).

По данным новостного сайта и партнера РБГ Bianet.org, за последние 10 лет 77 журналистов были оштрафованы или приговорены к тюремному заключению (в некоторых случаях условно) за «оскорбление президента» в статьях, редакционных статьях или комментариях, размещенных или опубликованных в социальных сетях.

Эрол Эндероглу, представитель РБГ в Турции, является одним из обвиняемых по уголовному делу вместе с журналистом Ахметом Несином и правозащитником Себнемом Коруром Финджанджи, которое тянется уже более восьми лет. Они обвиняются в пропаганде в пользу запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) за участие в кампании журналистской солидарности в поддержку прокурдской газеты Özgür Gündem, которая была принудительно закрыта в условиях чрезвычайного положения в 2016 году. Их оправдательные приговоры были отменены в октябре 2020 года после публичной критики со стороны Эрдогана.

Преследование журналистов администрацией Эрдогана не знает границ. В течение многих лет после бегства за границу такие журналисты, как Эрк Аджарер, Хайко Багдат и Фехим Тастекин, подвергались судебным или административным репрессиям в связи с их журналистской деятельностью.

Джан Дюндар, бывший главный редактор ежедневной газеты Cumhuriyet («Республика»), подвергся личным угрозам со стороны Эрдогана, был вынужден бежать в изгнание за границу и заочно приговорен к 27 с половиной годам лишения свободы за статью 2015 года под заголовком «İşte Erdoğan'ın yok dediği silahla» («Вот оружие, которого, по словам Эрдогана, не существует»). Эрдоган ответил на это: «Тот, кто написал эту эксклюзивную статью, дорого заплатит. Я не позволю ему уйти от ответственности».

Блокировка онлайн-платформ

Администрация Эрдогана подвергла цензуре и социальные медиаплатформы. Instagram был закрыт для доступа 2 августа на основании «каталожных правонарушений», таких как жестокое обращение с детьми и употребление наркотиков. Запрет на доступ, объявленный без каких-либо объяснений, основан на статье 8 Закона об Интернете, которая позволяет сделать контент или веб-сайты недоступными по ряду причин, включая «порнографию», «продажу продуктов, угрожающих здоровью», «подстрекательство к самоубийству» или «оскорбление памяти основателя Республики Мустафы Кемаля Ататюрка».

Но запрет был введен после того, как Instagram ограничил доступ к сообщениям Эрдогана с соболезнованиями в связи со смертью лидера ХАМАС Исмаила Хании. Википедия была заблокирована в Турции на три года, начиная с 2017 года, из-за содержания и статей, предположительно связанных с джихадистскими организациями в Сирии. Twitter был заблокирован в марте 2014 года из-за аудиозаписей, обвиняющих турецких политиков.

Пять журналистов убиты

После убийства в 2007 году Гранта Динка, армяно-турецкого журналиста, основавшего и редактировавшего двуязычный еженедельник Agos, долгое время не было таких случаяев. Но с тех пор как Эрдоган стал президентом, были убиты пять журналистов – три сирийских работника СМИ, бежавших от гражданской войны, начавшейся в Сирии в 2011 году, и два журналиста, работавших в городах Бурса и Коджаэли.

Когда Эрдоган стал президентом в 2014 году, Турция занимала 154-е место из 180 стран в рейтинге РБГ World Press Freedom Index (Индекс свободы прессы). В 2023 году страна опустилась на 165-е место, а в индексе 2024 года занимает 158-е место.

Ключевые цифры десяти лет президентства Эрдогана:

● Пять журналистов убиты

● 131 журналист задержан (более чем на 48 часов), 40 из них осуждены

● 77 журналистов осуждены за «оскорбление президента»

● 85% национальных СМИ контролируются правительством

● Заблокированы три основные платформы социальных сетей (Instagram, Wikipedia, Twitter)