Рони: культура и искусство усиливают борьбу на фронте Тишрин
Акин Рони из культурой организации TEV-ÇAND подчеркнул, что представители культуры и искусства поддержат сопротивление защитников Рожавы на фронте Тишрин.
Акин Рони из культурой организации TEV-ÇAND подчеркнул, что представители культуры и искусства поддержат сопротивление защитников Рожавы на фронте Тишрин.
Ближний Восток и Курдистан остаются ареной напряженных идеологических и культурных битв, пока продолжающиеся конфликты между державами-гегемонами и различными движениями определяют стремление к свободе и идентичности. Революционное искусство и культурное сопротивление стали неотъемлемой частью этих процессов.
Акин Рони, представитель Движения за культуру и искусство демократической нации Курдистана (TEV-ÇAND), побеседовал с ANF и дал оценку идеологической и культурной борьбе на Ближнем Востоке.
Рони сказал: «В то время, как на фоне Третьей мировой войны боевые действия идут во многих странах, эпицентром этих разрушительных событий стали Ближний Восток и Курдистан. Хотя война, которую ведут гегемонистские государства или державы, стремящиеся укрепить свое господство, оценивается экономически, по сути это идеологическое и культурное явление. Это связано с тем, что каждая группировка стремится навязать региону свою идеологию. Подобные процессы активизировались после распада СССР, когда внешние силы пытались заполнить возникший вакуум на Ближнем Востоке, а внутренние силы также стремились реализовать свои собственные интересы. Несмотря на противоречия между гегемонистскими державами, текущая война ведется в основном между этими силами и народно-освободительными движениями на Ближнем Востоке. Здесь вызрел конфликт между Израилем, США, Турцией и европейскими гегемонистскими силами, которые защищают индивидуалистические интересы, основанные на материальных выгодах, и социальными движениями, такими как курдское освободительное движение, борющимися за достоинство народа. Эта война – борьба между индивидуальными и общественными интересами и потребностями».
Новое столетие станет эпохой демократического общества
Рони отметил, что в ходе продолжающихся идеологических войн на Ближнем Востоке было сделано многое, и добавил: «Когда Абдулла Оджалан оказался в тюрьме, была предпринята попытка установить либеральную систему на Ближнем Востоке. Оджалана сочли препятствием для реализации этих планов, поскольку он предлагает систему, которая пойдет на пользу всему обществу, способствуя сохранению окружающей среды и освобождению женщин. В то время как Турция, Иран и Израиль стремятся сохранить влияние с помощью религиозного фундаментализма, парадигма курдского лидера привнесла революционную динамику. Эта война ведется на два фронта: с одной стороны, идеология, которая питает религиозный фундаментализм, а с другой – идеология, которая питает культурную среду. Однако, революционная культура, созданная Оджаланом, тоже укоренилась на Ближнем Востоке и вышла на новый уровень. Перекроить этот регион в соответствии с пожеланиями гегемонов не так-то просто. Мы верим, что новое столетие станет временем курдского народа, свободных женщин и демократического общества».
Капитализм принес народу лишения и хаос
Рони отметил, что курдская идентичность, язык и культура сохранились и продолжают развиваться: «Политика культурного геноцида курдской культуры и искусства проводилась на протяжении столетия, и теперь она приобрела новое направление. Правительства отказываются признать это. Борьба, искусство и язык нашего народа определяют ход культурной и идеологической эволюции. На Ближнем Востоке, особенно в Курдистане, проводится специальная военная политика. Во многих странах идеологическая обусловленность навязывается обществу ещё до начала реальной войны, обеспечивая доминирование в конфликтах.
В то время как капитализм несет людям разрушения, хаос и лишения, он также стремится искоренить общественную культуру и человеческие связи. Например, в Соединенных Штатах сотни тысяч людей живут на улицах. Однако, когда турецкий фашизм вынудил жителей Африна бежать, и 121 000 человек нашли убежище в безопасных зонах северо-восточной Сирии, примерно через месяц условия их жизни стабилизировались. Никто не остался без крова. Общины предоставили крышу над головой всем перемещенным лицам. Солидарность помогла преодолеть трудные времена от Табки до Дерика (Рожава). Это свидетельствует о том, что сплоченность общества в Рожаве крепка. Нападения на северо-восточную Сирию имеют целью не только разрушение местных экономических связей. Они также призваны разрушить общественные структуры. Однако, захватчики столкнулись с достойным отпором».
Сопротивляются не только бойцы, но и всё население
Рони подчеркнул, что рассматривать борьбу на фронтах плотины Тишрин и моста Керекозак только как военные и стратегические сражения было бы неверно. Он сказал: «Это попытка не только оккупации нашей земли, но и культурного геноцида. Поэтому деятели культуры и искусства ответили на вызовы в соответствии со стратегией революционной народной войны, усиливая ведущую роль народа. Было бы неверно говорить, что эта война ведется исключительно бойцами на фронтах северо-восточной Сирии. Музыканты, политики, интеллектуалы и педагоги – все они держат фронт в рамках всеобъемлющего сопротивления. Наши соратники из TEV-ÇAND отразили сопротивление на фронте Тишрин в песнях, клипах, пьесах и художественных творениях».
Баве Тейяр – певец правды
Рони отдал дань уважения актеру Джуме Халилу (Баве Тейяру), погибшему у плотины Тишрин, и сказал, что этот человек «олицетворял истину, которая отражает революционное искусство, созданное для людей. В эпоху, когда курдский язык был запрещен, а курдский театр должен был скрываться, и постановки ставились в тайне, режим Баас оказывал огромное давление на людей. Тогда Баве Тейяр стал Чарли Чаплином Курдистана, получившим известность от Рожавы до Рожхилата. В самые трудные времена он выступал против режима Баас, ведя борьбу на родном языке. Благодаря этому он стал воплощением истинного патриотизма и мужества. Прибыв к плотине Тишрин, он возродил тот же дух, поделившись своим вдохновением и отвагой с курдским народом. Именно на этом пути он стал пал смертью храбрых. Что же он создал благодаря этой позиции? В каждом городе люди бесстрашно оказывают сопротивление, взяв пример с товарища Тейяра».
Культура революционной народной войны возникла благодаря искусству
Акин Рони продолжил: «Иногда мы спрашиваем людей: «Вы были на фронте Тишрин? Какая там была атмосфера?». Они отвечают: «Описать это невозможно, это стоит увидеть это своими глазами». Так же, как бойцы занимают свое место на передовой, интеллектуалы, музыканты и учителя вносят свой вклад в это сопротивление. Музыкальные группы и танцевальные коллективы ежедневно демонстрируют свое искусство, танцуя гованд. Можно сказать, что народная война породила собственную культуру средствами искусства. И, пока бойцы защищают фронт и сдерживают оккупантов, люди воплощают этот дух с помощью революционного искусства».
Укреплять революцию – обязанность бойцов культурного фронта
Наш собеседник заявил, что в период политического развития идеология, культура, язык и искусства также развиваются, и подытожил сказанное такими словами: «Суть текущей войны – культурная борьба. Когда на вашей земле ведется культурная война, для развития вам необходимо лидерство; вы должны идти в авангарде сопротивления. Сегодня это лидерство можно видеть на примере культурной и художественной деятельности. Недостаточно сказать: «Мы честные люди, мы патриоты, которые любят свою страну». Нам необходимы самобытная культура, искусство, язык и сознание. Необходимы духовность, надежда, энтузиазм и воодушевление. Следует приложить большие усилия. Должны быть созданы великие ценности. Можно сказать, что культура и искусство играют крайне важную роль. Музыканты и другие деятели культуры не только поют песни или организуют культурные мероприятия, они также несут ответственность за защиту, укрепление и расширение фронта революции. Поэтому борьба у ГЭС Тишрин сохранится в нашей памяти благодаря культуре и искусству».