Курдистан

Байык: действия Турции в отношении Оджалана – это политический геноцид

Джемиль Байык рассказал о значении Дня курдского языка и сути мая, как «месяца героев».

Сопредседатель Исполнительного совета АОК Джемиль Байык рассказал о значении Дня курдского языка и о том смысле, который несет май – «месяц героев». Упомянул он и о положении курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, прокомментировав второй этап международной кампании за его освобождение.

- В начале нашей беседы я хотел бы поздравить вас с Днем курдского языка. Как бы вы хотели прокомментировать этот праздник?

- Прежде всего, я тоже хотел бы поздравить всех с Днем курдского языка. Этот день становится всё более важным для курдов в условиях политики ассимиляции. Фашистские режимы хотят уничтожить курдский народ. Язык и культура – основа существования любой нации. Если общество утратит эти признаки, оно не сможет выжить. Сегодня технологии очень развиты, и больше всего от этого выигрывают оккупационные силы. Они проводят интенсивную политику ассимиляции для реализации своих целей, используя любые достижения науки. Многим курдским детям, даже в начальных школах, раздают электронные гаджеты. На эти планшеты устанавливают обучающие программы, чтобы заставить курдских детей поверить, что они турки. Это откровенная попытка уничтожить курдское общество.

Все народы должны защищать свой язык и культуру. Не только курманджи, но и зазаки, сорани, горани – все диалекты должны сохраниться. Курдам нужно говорить и писать на родном языке, жить в соответствии со своей культурой. Наш народ предпринимает некоторые шаги для развития языка и культуры. Это хороший, но недостаточный результат; необходимо сделать гораздо больше, чтобы переломить политику ассимиляции. Например, люди нередко дают своим детям курдские имена, имена героев, и это правильный подход. Но если они называют так детей, они должны объяснить им значение этих имен. Они должны подробно рассказать детям, откуда взялись эти имена и что они значат для курдов.

Турецкие оккупанты продолжают политику геноцида, уничтожая наш язык и культуру. Чтобы ликвидировать непокорный народ, Турция стремится уничтожить наш язык и культуру. Нашей молодежи придется жить и бороться за себя, взяв за основу базовые принципы освободительной борьбы. Для человека отстаивать свой язык и культуру – значит отстаивать принцип свободы. Это великая борьба, которая идет на социальном, военном и интеллектуальном уровне. Если наш народ не хочет исчезнуть, он должен защищать свой язык и культуру, бороться за себя и воспитывать своих детей в правильном ключе. Все наши сограждане должны говорить на курдском языке дома и за пределами своих жилищ и сохранять свою культуру.

- Курдский лидер Абдулла Оджалан находится в изоляции уже 38 месяцев, но турецкий министр заявил: «Никакой изоляции нет, всё в порядке, он пользуется всеми своими правами». В чем причина таких заявлений? Что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

- Политика, которую проводят против Оджалана, – это политика геноцида. Так турецкие власти стремятся уничтожить весь наш народ. Вы должны помнить, как Оджалан отправился в Европу, чтобы решить курдский вопрос политическими средствами. Он сформулировал восемь пунктов для демократического решения в Европе. Ответом Европы стал международный заговор. Это говорит нам всё, что нужно знать о подходе Европы к курдскому обществу и курдскому вопросу. Если бы Европа хотела, чтобы курдский вопрос был решен политическими средствами, мы увидели бы другое отношение к Оджалану. Если сегодня курдский лидер подвергается изоляции, которая равнозначна пыткам, ответственность за это несут не только турецкие оккупанты и правительство ПСР/ПНД, но и НАТО и Европа, которые приняли участие в этом заговоре. Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) выполняет решения, принятые властями Европы. ЕКПП делает это, сотрудничая с турецкими оккупантами.

В Европе часто говорят о законе, справедливости и правах человека, но всё это ложь. Политика, которую они проводят против Оджалана, обнажила реальность турецкого режима и реальность Европы. Это видят все. Здесь нет ни справедливости, ни закона, ни прав человека. Они растоптали всё ради собственных политических и экономических интересов, и ради этого они приносят в жертву курдский народ. Эта ситуация ясна, как день. Право и справедливость больше не существуют в Европе, эти понятия обанкротились. Вместо справедливости и закона они применяют законы «Гладио».

В правовых нормах «Гладио» никогда не существовало справедливости. Там царит произвол, смерть и резня. Если бы подход, который применяют к Оджалану, коснулся любого другого человека в мире, все подняли бы шум. Но мы видим, что они ведут себя так, будто они глухи и немы. Министр юстиции Турции заявил, что никакой изоляции нет, всё идет прекрасно. Он вышел в эфир государственного телевидения и солгал. Как он смеет стоять перед камерами и обманывать? Его поддерживают Европа и НАТО, те силы, которые разработали международный заговор. Иначе он не посмел бы сказать подобное.

Вспомните пример Вейси Акташа. Он отсидел уже 30 лет, но ему продлили срок заключения, чтобы не освобождать его. Видите ли вы в этой ситуации закон? Видите ли справедливость? Это полный произвол. Они не освобождают человека, который просидел в тюрьме 30 лет. Судя по всему, в этой тюрьме происходит нечто, о чем не должны узнать снаружи. Вот почему они продлили срок заключения Вейси Акташа ещё на один год. Это всё объясняет. В Имралы действует система, разработанная НАТО, Европой, ЕКПП и курдами-предателями, которые проложили путь к заговору. Наш народ должен бороться. Перечитывайте труды Оджалана, анализируйте его тюремные работы и усиливайте борьбу. Если наш народ и друзья-интернационалисты нашего народа окажут дополнительное давление на эту систему, силы заговора будут вынуждены отказаться от своей политики. Если этого не произойдет, они будут упорствовать в беззаконии.

Я обращаюсь ко всем юристам: боритесь наиболее эффективным способом. Нельзя делать маленькие шаги, а затем жаловаться, что вы ничего не добились. Необходимо усилить юридическую борьбу, действуя плечом к плечу с международными юристами и экспертами в области права. Это настоящая война. При усилении правовой борьбы давление следует оказать на НАТО, Турцию, ЕС и ЕКПП. Когда протесты в отношении изоляции усилились, они были вынуждены сделать заявление. Глава ЕКПП дал понять, какая политика проводится в случае Имралы.

- Глобальная кампания «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса» продолжается уже восемь месяцев и недавно вступила во вторую фазу. Как вы оцениваете уровень, которого достигла кампания, и что нужно делать дальше?

- Многие товарищи и патриоты в тюрьмах Турции борются день за днем, чтобы обеспечить успех кампании. Это почетная борьба. Наши заключенные друзья выработали установку против международного заговора; они заявляют: «Поскольку вы применяете полную изоляцию в случае Оджалана, мы приняли решение, что будем жить, как живет Оджалан; вы не можете лишить нас народного лидера. Ситуация, когда вы не даете ему шанса выйти на связь с внешним миром, неприемлема. Поэтому, если Оджалан не может встречаться со своими адвокатами и семьей, мы тоже не будем встречаться со своими адвокатами и родственниками. Мы не будем выступать в ваших судах. Вы вынуждаете каждого из нас беспокоиться о состоянии здоровья Оджалана; мы не приемлем этого».

Они заявили о своих намерениях и начали действовать. Они переняли подход Абдуллы Оджалана, взяв его за основу для своего собственного сопротивления.

Многие интеллектуалы, писатели, ученые, политики и юристы международного уровня направили открытые письма в ЕКПП. Они требовали, чтобы Комитет опубликовал отчет о посещении тюрьмы на Имралы, и требовали возможности посетить тюремный остров. Они писали: «Мы не можем знать достоверно, находится ли курдский лидер на Имралы. Мы не знаем, каково его состояние. Почему вы не даете нам возможности связаться с ним?». Каждый день они отправляют такие письма в компетентные организации. Курды, особенно те, кто живут в Рожаве, проводят демонстрации в рамках этой кампании каждый день. Митинги, заявления, письма и протесты проходят и в других частях Курдистана. Пользуясь возможностью, я выражаю свое почтение всем, кто принимал участие в этих событиях и занимался их организацией.

Как вы сказали, первый этап кампании прошел успешно, несмотря на ряд недоработок. Эта инициатива создала повестку дня. Затем мы разработали второй этап, который продолжается до сих пор. От ещё не окончен. Сейчас необходимо оказывать давление на турецкий режим, ЕКПП и Совет Европы, если они будут настаивать на той политике, которую проводят. Наши люди должны осознать это. На сегодняшний день тюремные труды Оджалана читают во всем мире. Это очень хороший результат кампании. Эту работу нужно продолжать и выводить на новый уровень. Все мы должны читать работы курдского лидера, делиться этими знаниями с другими и обсуждать прочитанное. Как говорил наш лидер: «Где мои труды, там и я».

Оджалан рассчитывал, что мы будем распространять его идеи повсюду. Это долг каждого из наших товарищей, каждого патриота и друга курдского народа. Нам нужно широкое общественное движение, как среди курдов, так и на международном уровне. Нынешние акции не дополняют друг друга, нам нужно более тесное взаимодействие. Многие люди проводят акции одновременно, не зная друг о друге, поэтому их действия не приносят значимых результатов. Например, необходимо создать центральный юридический комитет для поддержки Оджалана. Этот комитет должен защищать права курдского лидера и разрабатывать стратегию дальнейшей борьбы в правовом поле.

Какова цель второй фазы кампании? Обеспечить свободу Оджалана, положить конец политике оккупантов и добиться лучшего будущего для курдского народа. Вот почему эта кампания носит стратегический характер. Итак, каждый должен выполнять свои обязанности. Это то, о чем я прошу всех вас.

- Наступил май, месяц, который курдское движение называет «месяцем героев». Как вы оцениваете значение «героев мая» в сегодняшней борьбе?

- Мы объявили май «месяцем героев», а 18 мая – днем героев. Суть этого решения нужно понимать правильно. Для нас май – не единственный месяц героев, как и 18 мая – не единственный день героев. Мы – движение героев. Мы идем по стопам отважных самоотверженных людей, которые отдавали жизни за наше общее будущее, мы стремимся к реализации их целей и чаяний. С каждым месяцем, с каждым днем у нас становится всё больше героев. Наши товарищи жертвуют собой, формируя наши ценности. Поэтому мы защищаем их память, оставаясь верными их героизму. Наш народ возродил великую традицию; теперь человечество видит в курдах маяк надежды. Это случилось благодаря борьбе героев. Наше движение основано на их борьбе. Все, чего мы добились, было достигнуто благодаря их отваге и беспримерному мужеству. Мы в долгу перед ними, и мы хотим вернуть этот долг. Мы идем вперед по дороге, которую они проложили. В этом наша сила. Вот почему освободительное движение стало великой надеждой для человечества.

Оджалан дал нам возможность пойти по стопам павших пионеров этой борьбы, стремясь создать вневременные ценности для курдского народа. Прежде все ценности курдов были отняты, вот почему курдский лидер начал эту великую борьбу. Каждый из героев революции вносил свой вклад, и эти искры разгорались в неугасимое пламя. Возрождение этих ценностей символизировало воскрешение нашего народа, который вернулся к жизни, став надеждой для человечества. Помните – если общество не создает ценности для себя, не отстаивает свою свободу, это общество не сможет выжить.

Если наш народ пишет историю, если сегодня он стал большой надеждой для человечества, это произошло благодаря ценностям, созданным героями. Мы объявили 18 мая их днем потому, что в этот день был убит Хаки Карер. Товарищ Хаки не был курдом, он не родился и не рос в Курдистане. Он был выходцем из Турции. Хаки выступал в защиту курдского народа тогда, когда сами курды не отстаивали себя и не противостояли политике турецких оккупантов. Турецкий режим придерживался стратегии изоляции курдов, рассчитывая уничтожить нас этими методами. Товарищ Хаки выступал против этой политики, и именно поэтому он был убит.

В этом месяце погибли великие бойцы – не только наши воины, но и воины народов Турции, герои арабского народа. На Ближнем Востоке развернулась борьба за свободу и демократию. Многие пали смертью храбрых. В Турции свои жизни отдали Дениз Гезмиш, Хусейн Инан, Юсуф Аслан, Синан Чемгиль, Ибрагим Кайпаккая, и те, кто погибли на шахте в Соме. В восточном Курдистане были казнены четыре курдских революционера. Сулейман Муни был убит, Лейла Касым погибла. Во всех частях Курдистана и в Турции были великие люди, жертвовавшие собой ради светлого будущего. Мехмет Карасунгур, товарищ Мизгин, Касым Энгин пали смертью храбрых; мы можем назвать ещё много имен. Более 100 товарищей были убиты во время резни в Эрбиле, совершенной кланом Барзани.

Я с уважением чту память всех этих героев. Я помню об обещании, которое мы им дали. Мы никогда не отступим от стратегии Абдуллы Оджаланы, потому что это и есть стратегия героев. Оджалан – их представитель, все бойцы освободительного движения, участники Рабочей партии Курдистана (РПК) и Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК) будут продолжать идти дорогой героев. Они отдадут всё, что у них есть, делу этой борьбы. В этой стратегии заключается успех. Изучайте биографии наших достойных предшественников, чтобы сохранить их память. Это долг каждого из нас.

Турецкие оккупанты – враги нашего народа, как в тюрьмах, так и за их пределами, не только в Северном Курдистане, но и во всех его частях. Наш народ должен помнить об этом факте. Каждый день из тюрем выносят трупы. Они бросают в фашистские застенки пожилых женщин и семидесятилетних стариков, которые не могут ходить. Таким низким путем они мстят курдскому народу. Так они хотят достичь своих целей, запугивая наших сограждан. В этом и заключается цель их политики. В тюрьмах, за их пределами и во всех частях Курдистана продолжается геноцид. Наш народ должен понимать происходящее. Гневайтесь на врага, ибо с этим врагом нельзя жить бок о бок. Все, что враг происходит в Курдистане, имеет целью полное уничтожение курдов. При таких обстоятельствах сопротивление – требование патриотизма. Быть патриотом значит выступать против оккупации и геноцида во всех смыслах. Это священное право и обязанность каждого курда.