Бирдал: станем голосом участников голодовки

Почетный глава АПЧ Акын Бирдал сказал: «Давайте станем голосом тех, кто объявил протестную голодовку, чтобы внести свой вклад в решение курдского вопроса».

Отделение Ассоциации по правам человека (АПЧ) в Мерсине организовало открытую дискуссию на тему «Тюрьмы Турции в прошлом и сегодня и резня в тюрьме 19 декабря» в рамках недели прав человека. Мероприятие прошло в конференц-зале Академии муниципалитета Енишехира. Перед собравшимися выступили почетный глава АПЧ Акын Бирдал, сопредседательница Комиссии по тюрьмам при АПЧ Нурай Чевирмен Айкол, бывший руководитель медицинской палаты Мерсина МехметАнтмен, секретарь отделения АПЧ в Мерсине и свидетель трагедии 19 декабря Бакыр Сытки Качаджи.

«Мы либо сдаемся, либо сопротивляемся»

Бакыр Сытки Качаджи, свидетель тюремной резни 19 декабря 2000 года, заявил, что турецкое правительство того времени сознательно начало убивать заключенных, чтобы прекратить бессрочные голодовки и запугать всё общество. Качаджи сказал: «Они разработали этот план расправы над узниками, чтобы разделить заключенных по одиночным камерам и изолировать общество. 8500 жандармов и 1500 полицейских в штатском жестоко расправились со всеми участниками протеста, устроив бойню. Они бросали взрывпакеты и открывали огонь. Многие из наших соратников, многие из курдов погибли или были ранены. Людей сжигали заживо. Министр юстиции сказал, выступаяпо турецкому телевидению, что целью было не прекращение смертельных голодовок, а демонстрация государственной власти. Они убивали людей в ходе операции, которую называли «возвращением к жизни».

Он добавил: «У нас не было другого выбора, кроме сопротивления. Мы либо сдавались, либо сопротивлялись».

Акын Бирдал указал на ответственность правительства ПСР, говоря: «Турция превратилась в одну огромную тюрьму». Комментируя голодовки политзаключенных, протестующих против нарушений прав курдского лидера, Бирдал заявил, что изоляция Абдуллы Оджалана должна закончиться, и добавил: «Подобная голодовка имела место 3 года назад. Лейла Гювен и тысячи других политзаключенных объявили голодовку. За это время погибли 7 человек. Затем изоляция снова усилилась. На сегодняшний день Оджалану не разрешают встречаться с родственниками и адвокатами уже 3 года. Сегодня другие люди начали протест, выдвигая те же требования. Должны ли они умереть, чтобы эти требования были приняты во внимание? Давайте поддержим голодающих узников, чтобы внести свой вклад в решение курдского вопроса».

Обратив внимание на положение журналистов в тюрьмах, Бирдал подчеркнул, что необходимо выразить резкое неодобрение арестами работников свободных СМИ.

Сегодняшний режим в турецких тюрьмах

Сопредседательница Комиссии по тюрьмам НурайЧевирмен Айкол рассказала о нарушениях прав заключенных. Подчеркнув, что ситуация ухудшается с каждым днем, пока в тюрьмах внедряется система пыток, Чевирмен отметила, что случаи смертей в пенитенциарной системе страны скрываются. В Турции насчитывается 405 открытых и закрытых тюрем, и в ближайшее время будут открыты ещё 12, сказала она, добавив: «Строительство такого количества тюрем означает, что будет арестовано ещёбольше людей. Надо говорить прямо о том, что в Турции существует тюремный режим. Изоляция – это одна из форм пыток».

Сопредседательница отметила, что заключенные с ограниченными возможностями, серьезными заболеваниями и те, кто не может справляться с ежедневными трудностями в одиночку, остаются в тюрьмах, хотя имеют право на освобождение. Она подчеркнула, что таким образом нарушаются права больных заключенных.