Как могут измениться отношения между Турцией и США в случае победы Трампа в ноябре?

В период президентства Дональда Трампа отношения между Турцией и США переживали взлеты и падения, но обычно он и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган находили общий язык.

JIM WATSON

Многие турецкие комментаторы сейчас рассматривают возможность победы Дональда Трампа на выборах в США в ноябре и взвешивают, как могут развиваться отношения Турции и США при Трампе. Однако общий настрой отношений между Турцией и США может радикально не измениться, даже если Трамп победит на выборах и вновь займет Белый дом.
После покушения на Трампа 13 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стал одним из немногих мировых лидеров, которые поговорили с Трампом по телефону. Похвалив бывшего президента за храбрость и призыв к единству после покушения, Эрдоган также поздравил Трампа с официальным выдвижением на пост президента от Республиканской партии.
Хотя некоторые утверждают, что еще четыре года правления Трампа могут быть полезны для Турции, эксперты, беседовавшие с Al-Monitor, объясняют, что хотя связи между Анкарой и Вашингтоном не станут волшебным образом налаживаться в случае победы Трампа, они могут немного улучшиться.
«В Соединенных Штатах считают, что отношения Эрдогана и Трампа будут несколько лучше, чем между Эрдоганом и Байденом, а президентская химия имеет значение», — сказал Al-Monitor Сонер Чагаптай, директор программы турецких исследований в Вашингтонском институте ближневосточной политики.
«Мы знаем, что Эрдоган и Трамп в прошлом неплохо ладили, так что следует ожидать, что два лидера продолжат начатое, и, следовательно, характер [турецко-американских отношений] будет несколько более позитивным из-за того, что президентское взаимопонимание просочится вниз».
В этом контексте несколько вопросов будут играть решающую роль в отношениях между Анкарой и Вашингтоном в случае прихода новой администрации США: борьба Турции против про-курдских сил, конфликт в Украине и война Израиля в Газе.

Усилия Турции по борьбе с про-курдскими силами в Сирии и Ираке
Сирия и поддержка Соединенными Штатами возглавляемых курдами Сирийских демократических сил (СДС) останутся в центре внимания Турции и США, независимо от победителя американских выборов. СДС — главный союзник поддерживаемой США коалиции против «Исламского государства» (организация признана террористической и запрещена в РФ — прим), однако Турция считает костяк организации — Отряды народной самообороны (ОНС), а также сирийскую курдскую Партию демократический союз (ПДС) — «террористическими организациями» из-за их связей с Рабочей партией Курдистана (РПК). РПК ведет вооруженную кампанию против Турции за самоуправление курдов с 1980-х годов.
Попытки Турции убедить Вашингтон прекратить сотрудничество с СДС и вывести свои войска из северной Сирии пока не увенчались успехом. Фатих Джейлан, турецкий дипломат в отставке и бывший посол Турции в НАТО, напомнил, что во время своего президентства Трамп стремился вывести американские войска из Сирии в соответствии с требованием Турции. «Ранее Трамп хотел вывести все американские войска из Сирии, но ему это не удалось, — сказал он Al-Monitor. — Там существуют устоявшиеся отношения. Станут ли Соединенные Штаты вдруг отказываться от СДС, на данный момент сказать сложно».
Чагаптай, между тем, считает, что если новая администрация США решит вывести войска из Сирии, сотрудничество Турции может оказаться полезным для ограничения иранского влияния в этой стране. Наряду с Россией, Иран является главным сторонником сирийского президента Башара Асада.
«В преддверии ухода США [из Сирии] роль Турции возрастет, поскольку, с точки зрения США, Турция может предотвратить создание иранского сухопутного моста в Сирию через Ирак», — сказал Чагаптай в интервью Al-Monitor.
Это также будет означать пересмотр отношений США с СДС, потому что это «непременное условие» партнерства Турции с США в Сирии и Ираке, где Турция работает над проектом «Дорога развития», чтобы подорвать иранское влияние», — добавил он, имея в виду транспортную магистраль стоимостью 20 миллиардов долларов, которая протянется на 1275 километров от богатой нефтью южной иракской провинции Басра до Турции по автомобильной и железной дороге.
Я называю это «деньги против оружия» — Турция вкладывает деньги в укрепление влияния, а Иран — в прокси. Укрепление турецкого влияния в Ираке будет поддерживаться Соединенными Штатами, и я думаю, что то же самое произойдет в Сирии», — сказал Чагаптай.

Трамп и Эрдоган: трудные времена, трудные лидеры
В турецко-американских отношениях при Трампе были и взлеты, и падения. Несмотря на то что Эрдоган и Трамп «сработались», у них были свои неловкие моменты. В октябре 2019 года Трамп сначала одобрил проведение Турцией операции (под кодовым названием «Мирная весна») против СДС, а затем отозвал одобрение.
Под давлением республиканцев и демократов Трамп в письме от 9 октября 2019 года рекомендовал Эрдогану прекратить «Мирную весну», посоветовав турецкому президенту «не быть жестким парнем» и «дураком». Тем не менее, во время визита в Вашингтон в следующем месяце они быстро помирились.

Конфликт между Россией и Украиной
Говоря о связях Турции с НАТО, Джейлан подчеркнул непредсказуемость, которую может привнести президентство Трампа.
«Действия Трампа в отношении европейской безопасности, особенно в контексте НАТО, затронут Турцию, — сказал Джейлан. — Например, невозможно предугадать, что произойдет на Украине или как будет развиваться присутствие США на Ближнем Востоке. Не исключено, что новая администрация Трампа будет более изоляционистской в некоторых областях, например на Ближнем Востоке, и обратит свой взор на Азиатско-Тихоокеанский регион».
Неоднократно и Трамп, и его кандидат в вице-президенты, сенатор Джей Ди Вэнс, выражали общую незаинтересованность США в участии в конфликте России и Украины и ставили под сомнение целесообразность поддержки Киева со стороны США, утверждая, что эти усилия должны возглавить европейцы.
Трамп постоянно утверждает, что европейские союзники по НАТО не выделяют достаточных средств на оборону и «халявят» на гарантиях безопасности США, и европейские члены альянса начали решать эту проблему.
При президентстве Трампа Вашингтон может склониться к изоляционизму, но такая перспектива может также проложить путь к более тесному сотрудничеству между Анкарой и европейскими столицами. «Европейские союзники по НАТО могут предпринять шаги по развитию своей оборонной промышленности, и это может создать условия для их сотрудничества с Турцией, где европейская опора НАТО, частью которой является Турция, будет укрепляться», — сказал Джейлан.

Израиль и Палестина
Турецко-американские связи при Трампе могут ухудшиться из-за израильско-палестинского вопроса.
В результате продолжающейся войны Израиля в Газе, где погибли более 38 800 человек после нападения ХАМАС на юг Израиля 7 октября, в результате которого погибли около 1200 израильских граждан, Турция и США оказались в противоречивой ситуации.
Эрдоган осудил действия Израиля и поддержал ХАМАС, но администрация Байдена по-прежнему поддерживает государство Израиль. Предвыборная платформа Республиканской партии, которая выступает за Израиль, обещает углубить раскол между Турцией и США, если Трамп будет избран.