Турция

Темелли: парадигма Абдуллы Оджалана - это решение проблемы эксплуатации в Курдистане

Сезай Темелли сказал: «Внутренним районом эксплуатации капитализма теперь является Курдистан. Парадигма демократической автономии предлагает решение. Мы должны строить сельскохозяйственную политику в свете этих идей».

В рамках «Собрания хлеба и справедливости» Партии народного равенства и демократии (ПНРД) в городе Ване начался симпозиум «Построение будущего в сельском хозяйстве и продовольствии». В ходе двухдневного мероприятия будут обсуждаться такие темы, как «Политическая экономия сельского хозяйства»; «Сельскохозяйственная политика в Курдистане в контексте политики эксплуатации»; «Что делать, как делать»; «Какое будущее у сельского хозяйства и продовольствия; предложения по решению»; «Формирование будущего сельского хозяйства; преимущества и недостатки».

Сопредседатель комиссии по сельскому хозяйству ПНРД Рыдван Туран сказал: «21 год политики ПСР сделал Турцию и Курдистан непригодными для жизни. На западе Турции пустеют деревни, а в Курдистане этот процесс происходит еще более стремительно. Курдистан оказался отрезанным от сельского хозяйства и производства из-за идеологии «безопасности» – военного «решения» курдского вопроса, принудительной миграции, запрета на посещение высокогорных районов, преднамеренного выжигания лесов».

Тюлай Хатимогуллары, сопредседательница ПНРД, так проанализировала ситуацию:

«Правительство сужает производственные зоны. Оно практически оставляет рабочих и крестьян без земли. Можно говорить о миллионах людей, то есть о более чем половине населения, которые не могут удовлетворить элементарные потребности – в пище, крове и жилье. Ситуация очень тяжелая. Люди до мозга костей ощущают голод, бедность и бездомность. ПСР, получившая титул партии-лидера в неолиберальной политике в Турции, также довела сельское хозяйство до грани исчезновения».

«ПСР проводит особую политику в Курдистане»

Тюлай Хатимогуллары сказала, что ПСР проводит особую политику в Курдистане: «Настаивающая на тупике в курдском вопросе, ПСР – это партия, которая продолжает традиционный государственный подход к курдскому вопросу и настойчиво применяет особую политику в Курдистане. Уничтожение и депопуляция деревень достигли такого уровня, что сельское хозяйство в Курдистане находится на грани исчезновения, при этом использовалось множество методов, таких как запрет на посещение высокогорных районов. Если раньше Турция могла экспортировать сельскохозяйственную продукцию, то теперь она стала страной-импортером».

Хатимогуллары отметила, что: «Турция – рай для производства пшеницы, зерновых и хлопка. Если раньше страна была серьезным экспортером в этих областях, то теперь, к сожалению, ей приходится все импортировать. Как ПНРД, мы преисполнены решимости возродить сельское хозяйство, которое хотят уничтожить, обеспечить продовольственную безопасность и бороться с бедностью, от которой страдает более половины страны».

«Жители Курдистана страдают от двойной эксплуатации»

Сопредседательница ПНРД отметила: «Почти четыре тысячи деревень опустели. Для этого использовались насильственные методы. Те, кто занимается сельским хозяйством и животноводством в регионе, конечно, особенно пострадали от происходящего. Но мы никогда не преувеличим, если скажем, что люди здесь подвергаются двойной эксплуатации из-за особой политики, проводимой в регионе. Здесь существует такое зло, как DEDAŞ. Я думаю, что ни одна другая энергетическая компания в Турции не стоит на повестке дня так остро».

Хатимогуллары сказала: «Можно выбраться из этой тяжелой ситуации, в которой сегодня находится страна. Это возможно благодаря нашей альтернативной политике, альтернативным организациям и единой борьбе. Мы обязательно достигнем наших целей».

После выступлений началась первая сессия симпозиума.

На сессии под названием «Возможна ли другая сельскохозяйственная экономика?» выступили заместитель председателя партийной группы ПНРД Сезай Темелли, сомэр городского муниципалитета Вана Неслихан Шедал и агротехник Шахин Каракоюн. На заседании, которое вел Мелис Тантана, обсуждалась экономика сельского хозяйства в Курдистане.

Темелли сказал, что колонизация Курдистана – это первый шаг турецкого капитализма: «Все инвестиции и экономическая деятельность в Курдистане – это результат капитализма. По этой причине правительство создает здесь не самодостаточную сельскохозяйственную экономику, а механизм, который уничтожает сельское хозяйство, вынуждает крестьян устраиваться на работу на агропредприятия, перевозит дешевую рабочую силу на Запад и выкачивает природные ресурсы. То, что ПСР делает в Рожаве и во всех частях Курдистана, – это расширение колониализма. Разграбление ресурсов Курдистана – часть этой политики. Для правительства главным способом достижения целей стала война. Экополитика государства показывает до какой точки дошел турецкий капитализм. Война и лишение собственности лежат в основе всей эксплуатации, и самый масштабный грабеж происходит на сельскохозяйственных землях Курдистана. Правительство выкачивает полезные ископаемые. Вот почему мы должны выступать против войны. Эксплуатация – непременное условие капитализма. Внутренним районом эксплуатации капитализма теперь является Курдистан. Мы должны обратиться к идеям Абдуллы Оджалана, потому что его парадигма демократической автономии предлагает новую жизнь и решение в противовес всему этому. В свете этих идей возможна другая сельскохозяйственная политика, и мы должны ее построить».

Мужской шовинизм уничтожает природу

Неслихан Шедал заявила, что в необходимо построить демократическую коллективную экономику: «Сельское хозяйство играет очень важную роль в этом процессе. В Месопотамии именно женщины впервые взрастили разные культуры и создали сельское хозяйство. Еще 25 лет назад мы были недалеки от той жизни, о которой мы говорим. Этот год мы прожили с большим трудом. Мы говорим о коллективной жизни. Мы защищаем природу от капитализма, который подкрепляется мужской идеологией государственной цивилизационной структуры. Сельскохозяйственная революция – это процесс, полностью сформированный трудом людей. Во главе стояли женщины, и это была демократическая, экологическая форма жизни без иерархии. Это то, что мы пытаемся сделать. Мужской шовинизм угнетает не только женщин, но и саму природу. Что делает общество обществом, так это его производство и политическая экономика. Но люди были оторваны от этого. В результате люди оказались оторваны от земли и производства».

Агротехник Шахин Каракоюн, выступивший с презентацией на курдском языке, рассказал о текущем этапе сельскохозяйственной политики в Курдистане и в мире.

Заседание завершилось сессией вопросов и ответов.