По итогам визита президента России в Азербайджанскую Республику министр иностранных дел России Лавров заявил российским СМИ: «Мы выступаем за немедленное подписание мирного договора между Баку и Ереваном и за прекращение недопонимания», и обвинил правительство Армении в создании препятствий на этом пути: «К сожалению, в соглашении, подписанном премьер-министром Пашиняном, руководство Армении не пошло на сотрудничество по вопросу линий связи в Сиюникском районе Армении».
Лавров также заявил, что «закрытие Арменией Зангезурского района создает трудности с коммуникациями и связью в регионе».
Эти заявления министра иностранных дел России вызвали различные интерпретации и спекуляции в СМИ о желании Москвы открыть на территории Армении «Зангезурский коридор», который проходит из Республики Азербайджан в Нахичеванский регион в направлении восток-запад и наоборот.
Тем не менее, на различных встречах с официальными лицами из России, Азербайджана, Армении и Турции высокопоставленные иранские чиновники неоднократно выражали явное несогласие Тегерана с этим коридором, который приведет к геополитическим изменениям границ и региона.
Последние заявления официального представителя МИД России Марии Захаровой еще более обострили позицию России. По словам Захаровой, Зангезур — это маршрут, который может соединить основную территорию Азербайджана с Нахичеванью через Сиюникский район Армении. Захарова также предположила, что вопрос устранения этого препятствия обязательно будет обсуждаться в рамках трехсторонних мирных переговоров с Арменией.
Отвечая на вопрос о позиции Ирана, Захарова сказала журналистам: «Мы видели озабоченность иранской стороны по поводу Зангезурского коридора, и к Тегерану нужно обратиться за разъяснениями. Однако позиция Москвы по этому вопросу тверда. Мы исходим из того, что решение должно быть приемлемым для Армении, Азербайджана и соседей по региону».
Эта позиция также является повторением пункта 9 Московского мирного соглашения после 44-дневной (27 сентября — 11 ноября 2020 года) войны между Баку и Ереваном. Статья 9 требует от сторон прекратить блокирование каналов связи.
Иран также предпринял дипломатические шаги, чтобы донести необходимое послание до российской стороны после последних переговоров: заместитель министра иностранных дел, генеральный директор департамента Евразии Муктеба Демирчилу вызвал посла России в Тегеране Алексея Дедова в министерство. Официальный представитель МИД передал российскому представителю протест Исламской Республики Иран и подчеркнул, что уважение национального суверенитета, территориальной целостности и общих интересов стран Кавказа является залогом устойчивого мира и регионального сотрудничества.
Кроме того, посол Ирана в России также передал российским властям свои возражения против последних позиций российского внешнеполитического ведомства.
Некоторые рекомендации российским властям
На данном этапе важно напомнить российским властям о нескольких моментах:
Во-первых, российский МИД сделал заявления вопреки ожиданиям Ирана; россияне были хорошо проинформированы через высокопоставленных иранских чиновников о четкой и правильной позиции Ирана относительно несогласия Исламской Республики Иран с Зангезуром или любым другим коридором, связывающим Нахичевань с Азербайджаном; поэтому последние заявления вызывают удивление и недоумение!
Во-вторых, власти в Москве должны хорошо знать, что Исламская Республика Иран, как независимая страна с ясной и четкой позицией по самым незначительным событиям в регионе, особенно на Южном Кавказе, всегда выступала против США, Запада и тех, кто стремится установить систему господства. Иран всегда решительно выступал против тех, кто хочет установить порядок господства в мире. Исторические события, произошедшие после Исламской революции в Иране, подтверждают основную стратегию Тегерана — противостоять мировой тирании и господству.
В-третьих, Иран не приемлет никаких изменений границ страны и границ периметра ее безопасности.
Четвертый момент заключается в том, что безопасность и геополитическое положение ни одной страны на Южном Кавказе не превосходит другую. Почему наши российские друзья считают, что они должны использовать Зангезурский коридор для решения своих проблем с Арменией?
Пятый момент: когда Москва или Россия находилась в разгаре войны с Украиной, американцы, как змея, замаскированная под НАТО, хотели проникнуть на Южный Кавказ. Но Исламская Республика Иран со всей своей мощью стояла перед НАТО и Америкой. Настолько, что администрация Байдена заявила, что Иран является единственным препятствием на пути открытия Зангезурского коридора.
России также следует принять во внимание, что, в то время как ее страна в последние два года занималась проблемой Украины, Иран и Лидер Исламской революции в одиночку противостояли Зангезурскому коридору, особенно против западных держав, предотвращая чрезмерные требования и не допуская притеснений.
В то время, когда Иран четко объяснил свою позицию, когда этот вопрос был явно очерчен, и позиция Ирана по этому вопросу была принята сторонами, удивительно, почему Россия поднимает этот вопрос!
Шестой момент заключается в том, что эти заявления прозвучали тогда, когда официальные лица двух стран готовятся к установлению стратегических отношений. Исламская Республика Иран недавно продемонстрировала свою готовность к установлению неких стратегических отношений. Это подчеркивают высокопоставленные российские чиновники, в частности, президент Российской федерации Владимир Путин.
Учитывая тот факт, что господин Путин вместе с высшими должностными лицами Исламской Республики Иран подписал очень важные и четкие соглашения, а также учитывая цели двух стран по укреплению стратегических отношений, такая позиция российского МИДа вызывает удивление!!! Похоже, что практическое значение «стратегических отношений» для российского МИДа нуждается в переопределении.
Седьмой момент: российский МИД пребывает в заблуждении, что в его интересах решить свои проблемы с Арменией с помощью воображаемого Зангезурского коридора, который не может быть создан при противодействии Ирана.
Стоит напомнить, что открытие Зангезурского коридора означает закрытие одних из иранских ворот в Европу и сокращение числа соседей Исламской Республики Иран с 15 до 14.
Согласно концепции «стратегических отношений», к которым стремятся Иран и Россия, принятие подобных тактических шагов противоречит самим основам стратегических отношений.
И последнее: если русские захотят открыть что-то вроде коридора за пределами Зангезура, западные державы обязательно выступят против этого, и тогда этот процесс превратится в центр напряженности в этой очень чувствительной точке на северо-западе Ирана.
Конечно, если какая-либо страна попытается создать центр и источник напряженности и открыть новый фронт конфликта за пределами своих границ, чтобы решить свои собственные проблемы, то в мире не останется ни одного безопасного места и будет царить постоянный хаос.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.