Забастовка рабочих нефтяных компаний Ирана
19 июня, в день, когда Хаменеи назвал Раиси президентом Ирана в условиях бойкота выборов большинством населения, рабочие нефтяной компании «Фараб» в Ассалуйе объявили забастовку.
19 июня, в день, когда Хаменеи назвал Раиси президентом Ирана в условиях бойкота выборов большинством населения, рабочие нефтяной компании «Фараб» в Ассалуйе объявили забастовку.
Забастовка последовала за митингами и протестами, которые были организованы в последние месяцы. Рабочие требуют установления минимальной заработной платы выше черты бедности, улучшения условий труда и своевременной выплаты заработной платы и пособий, которые иногда выплачиваются с задержкой в несколько месяцев. Когда рабочие увидели, что их требования не выполняются, они не стали ждать, когда Ибрагим Раиси займет пост президента, чтобы их положение улучшилось, потому что они знают, что между ним и Хасаном Роухани, нынешним президентом Ирана, нет никакой разницы, когда речь идет об удовлетворении требований рабочих.
Почти все рабочие Ирана сегодня живут за чертой бедности, и их терпение по отношению к пустым обещаниям лидеров режима улучшить их положение истощается. В условиях инфляции, превышающей 50%, их мизерные зарплаты, составляющие около трети от черты бедности, создают положение, когда им ничего терять.
Теперь, после протестов и забастовок водителей грузовиков, учителей, медсестер и пенсионеров, настала очередь работников нефтяных компаний реагировать на ситуацию. Забастовка произошла после того, как в конце мая десятки сотрудников и рабочих Иранской нефтяной компании по меньшей мере в пяти городах и поселках Ассалуйе, Лаван и Бахреган, а также на нефтяной платформе в Персидском заливе провели акцию протеста против условий труда и низких доходов.
В последующие дни забастовка расширилась, к ней присоединились многие города: в Кермане – сталевары Бутии, в Урмии – работники электростанции, в Кешме – работники компаний «Сазех Фарафан», «Бехш электричество» и Нефтеперерабатывающего завода Кешма, в Махшахре – рабочие нефтехимической компании «Фаджр», в Ассалуйе – рабочие проекта Полимерной компании, в Махшахре – рабочие проекта НПЗ «Бид Боланд», в Бандар Аббасе – «Дамаванд Стар Ойл Холдинг», в Джаске – «Дамаванд Стар Ойл Холдинг», в Иламе – «Джахан Парс» и рабочие ЭКО, активно участвующие в нефтяном проекте «Сарвак», расположенном на нефтяном месторождении Азар; в Бехбахане – нефтеперерабатывающий завод «Бид Боланд», в Абадане – персонал нефтеперерабатывающего завода, в Исфахане – рабочие нефтеперерабатывающей компании «Абсан», постоянные рабочие Южного Парса, рабочие нефтеперерабатывающих и нефтехимических центров Бушера, Arak Machine Sazi, рабочие Exir Sanat и Satrap Sanat и Sina Refining и строительства нефтебаз Кешм, а также контрактные рабочие Нефтеперерабатывающего завода «Канган» и Южного Адиша, рабочие Сферических и цилиндрических резервуаров и компании «Раджан», рабочие AJC, работающие на Абаданском НПЗ, и рабочие компании «Лидома».
Учитывая, что нефтяная промышленность является наиболее важной и влиятельной отраслью в Иране и что любые перебои в производстве и распределении нефтепродуктов оказывают разрушительное воздействие на все отрасли промышленности и сферы услуг, забастовка работников нефтяной компании отличается от забастовки других работников. Она вполне может послужить искрой в пороховой бочке, усилив гнев иранского общества в связи с нынешней ситуацией и дав старт еще одному мощному восстанию, подобному тому, что произошло в ноябре 2019 года.
Хаменеи знает, что, если он удовлетворит требования этих рабочих, он должен будет ответить на требования других слоев общества, которые хотят лучших условий жизни, но поскольку иранский режим утопает в коррупции, а все его лидеры озабочены собственными интересами и выживанием своего режима, они не смогли удовлетворить требования народа. В некоторых случаях в прошлом режим был вынужден удовлетворить требование народа только тогда, когда чувствовал опасность народного восстания.
На этот раз режим столкнулся с решительным настроением рабочих, которым нечего терять, и, учитывая, что сегодня – последние дни пребывания Хасана Рохани у власти, принимать решения по урегулированию этих вопросов стало еще сложнее.
Не исключено, что если не удовлетворить требования рабочих и эти забастовки распространятся дальше, то весь режим окажется под угрозой краха.
Сайрус Якуби – аналитик и комментатор по иранским и международным делам, исследующий социальные вопросы и экономику стран Ближнего Востока и Ирана