В предыдущей части данной статьи журналисты аналитического портала Lekolin.org обнародовали расположение старых, новых и секретных военных баз турецкого государства в Южном Курдистане. Во второй части рассматриваются атаки с этих баз, включая применение запрещённых видов оружия, уничтожение деревень и преступления против местного населения. Несмотря на призыв лидера курдского народа Абдуллы Оджалана и объявленное РПК 1 марта перемирие, турецкие военные продолжают наносить удары по зонам обороны Медия и гражданскому населению в Южном Курдистане.
Призыв Абдуллы Оджалана и заявление РПК о перемирии были положительно восприняты общественностью, и все взгляды обратились на то, как ответит турецкое государство. В этом контексте велись дискуссии и оценки о необходимости вмешательства турецкого парламента для обеспечения политической демократизации, а также прекращения военных атак и операций. На этом фоне остаётся вопрос, как турецкое государство ответит на требования о выводе войск, прекращении операций и ликвидации старых и новых военных баз, особенно в Южном Курдистане.
«ТУРЦИЯ НОРМАЛИЗОВАЛА НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ И НАЧАЛА ПРИМЕНЯТЬ ЗАПРЕЩЕННОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ»
В 2017 году, напав при поддержке Демократической партии Курдистана (ДПК)на регион Хакурка, правящий режим Турецкой Республики легитимизировал нарушение границ другого государства и с этих пор стал считать это своим «правом». С этого момента, опираясь на поддержку ДПК, которая в своих заявлениях оправдывала все турецкие атаки, Турция превратила ежедневные нарушения границы в норму. Со временем под предлогом «защиты границ» масштабы этих вторжений расширились и достигли уровня военных преступлений и преступлений против человечности.
В 2023 году военные преступления турецкого государства-оккупанта достигли своего апогея. Депутаты Европарламента обратились в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) с призывом срочно изучить доклады о применении Турцией химического оружия.
Штаб командования Народных сил самообороны (НСС) обнародовал годовой отчёт о турецкой оккупационной операции, начатой 14 апреля 2022 года против районов Зап, Авашин и Метина. Согласно данным, за год южнокурдские территории подверглись 3 730 атакам с применением фосфорных боеприпасов, запрещённых бомб и химического оружия.
14 января 2023 года иракский депутат Соран Омар обнародовал документы, подтверждающие использование Турцией химического оружия в Курдистане. После передачи этих материалов премьер-министр Ирака поручил МИДу провести расследование. Омар также заявил, что власти Южного Курдистана (ДПК) не допустили в зону ударов экспертов по химическому оружию.
В ноябре 2023 года председатель Ассоциации врачей Турции Шебнем Корур Финджанджи была арестована за требование расследовать заявления о применении турецкой армией химического оружия против курдских партизан.
В 2024 году правящий режим Турции продолжил безнаказанно использовать тактическое ядерное оружие, запрещённые бомбы и химические средства, что по международному праву является преступлением. Согласно отчёту НСС, турецкие войска 992 раза применяли запрещённые боеприпасы и отравляющие вещества, в результате чего погибли сотни мирных жителей.
Основные данные отчёта:
- В результате операций погибли от 98 до 123 мирных жителей.
- Наибольшее число инцидентов пришлось на 2020-2021 годы (не менее 40 атак).
- Среди жертв - 55 фермеров, убитых во время работы в поле, 6 детей погибли, 14 получили ранения.
- 13% погибших - женщины.
- Были опустошены около 500 деревень.
- В 2017-2018 годах турецкая авиация впервые нанесла удары вглубь территории Ирака (до 200 км), включая гору Асос.
15 июня 2024 года турецкие оккупационные войска начали новую военную операцию в районе Барвари с целью полного захвата горного массива Метина и установления контроля над горным хребтом Гаре. Операция, начатая с комбинированным использованием авиации и наземных сил, уже привела к вводу на территорию Южного Курдистана более 1250 военнослужащих, 300 единиц бронетехники и военной техники.
В течение первого месяца операции турецкие войска совершили 381 атаку и бомбардировку на территории Южного Курдистана, большинство из которых были осуществлены с помощью боевых самолётов, а часть - ударными беспилотниками с взрывчаткой. Эти военные действия вызвали массовое перемещение гражданского населения, уничтожение сельскохозяйственных культур и средств к существованию местных жителей. Значительный ущерб был нанесён фруктовым садам и пахотным землям, что привело к экологическому кризису в регионе и многочисленным жертвам среди мирного населения.
Ещё в начале 2024 года турецкая армия начала подготовительный этап новой операции в Южном Курдистане, в ходе которого были убиты 9 мирных жителей. На втором этапе операции погибли 35 гражданских лиц, ещё 25 получили ранения. В результате последних атак турецкой армии на деревни Гухарзе, Балаве и Марстак в районе Амедие, а также на город Дералук, от Бехдинана до Брадоста было насильственно опустошено 168 деревень.
С начала 2024 года турецкие войска совершили 2076 атак на Южный Курдистан. В результате бомбардировок было уничтожено более 68 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель и лесных массивов. Только в период с 15 июня по 11 июля 2024 года деревни в районах Духок и Амедие подверглись более чем 350 бомбардировкам. Кроме того, турецкие военные продвинулись на 15 километров вглубь провинции Духок и на 45 километров в район Сидакан, где к настоящему моменту провели 358 масштабных бомбардировок. В результате этих обстрелов сгорело более 20 тысяч акров сельскохозяйственных угодий, при этом 48% территории деревень Гухарзе, Балаве, Барча, Саргаля, Кане и Ашка Дере в районе Амедие были полностью уничтожены огнём.
В 2022 году миссия миротворцев в Ираке опубликовала доклад под названием "Гражданские жертвы военных операций Турции в Северном Ираке". Согласно отчету, с момента прекращения "мирного процесса" в 2015 году до 2021 года были убиты 123 мирных жителя.
ТУРЦИЯ ТАКЖЕ ХОТЕЛА НОРМАЛИЗОВАТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ!
Турецкое государство применяет химическое оружие против партизан с 1990-х годов, но в 2021 году, с началом наступательных операций в районах Авашин и Зап, его использование достигло рекордного уровня.
Согласно данным НСС за 2021 год, турецкие военные использовали 367 химических и запрещённых боеприпасов в районах Сиян, Мамрашо, Зандура, Гре Сор и Вархале, в результате чего погибли 44 бойца сопротивления. В 2022 году в зонах обороны Медия и Южном Курдистане было зафиксировано 3280 случаев применения химического и запрещённого оружия.
5 ноября 2022 года в результате химической атаки турецкой армии в районе деревни Саджа (район Шеладизе, регион Амедие, Зап) в туннелях имени героя Хурси погибли 11 бойцов движения за свободу Курдистана. В тот же период в туристической зоне Вади-Бидол (район Атруш на северо-востоке Духока) было обнаружено более 15 трупов диких животных, погибших, предположительно, от воздействия химических веществ.
С 1991 по 2024 год в Южном Курдистане были убиты 344 мирных жителя. В своем отчете от 24 августа 2024 года миротворцы сообщили, что в результате атак турецкого государства за этот период в Южном Курдистане погибли 344 мирных жителя и 358 получили ранения. Согласно отчету, с 1991 по 2024 год погибли 59 детей, а 115 были ранены. В общей сложности пострадали 194 ребенка. В регионе было насильственно опустошено как минимум 170 деревень, а 602 деревни находятся под угрозой исхода населения. Большинство жителей, будучи беззащитными перед атаками, были вынуждены покинуть свои деревни и переселиться. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), за последние 9 лет 750 498 граждан Ирака мигрировали в страны Европейского Союза, большинство из них - из провинций Духок, Эрбиль, Сулеймания, Мосул и Киркук.
СТАТИСТИКА АТАК ТУРЕЦКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ ПЕРЕМИРИЯ ОТ 1 МАРТА
Несмотря на объявленное Свободными партизанами Курдистана с 1 марта перемирие, статистика атак турецкого государства выглядит следующим образом:
- Авиаудары боевых самолётов: 169
- Атаки боевых вертолётов: 98
- Химические атаки: 11
- Удары взрывных дронов: 9
- Применение запрещённых боеприпасов: 9
- Обстрелы из артиллерии, стрелкового оружия и гаубиц: 11 289
АТАКИ ПРОДОЛЖАТСЯ И В АПРЕЛЕ
1 и 2 апреля районы сопротивления Кандакола, Баре Зине, Синине и Лолан в регионе Хакурка подверглись 149 обстрелам; районы Дераше, Миже, Гиргаше, Гре Зангиль, Кани Сарке и Зевке в регионе Гаре - 91 обстрелу; районы Саре Метина, Шелазе и Бешили в регионе Метина - 35 обстрелам; район сопротивления Гре Амеди в регионе имени героя Далиль в Западном Запе - 688 обстрелам. В общей сложности было произведено 963 обстрела с использованием тяжелого вооружения, артиллерии и гаубиц.
Авиаудары:
3, 4, 5 и 6 апреля районы Дераше, Якмале и Гре Кун в регионе Гаре подверглись 8 авиаударам; район сопротивления Синине в регионе Хакурка - 1 удару; районы сопротивления Шелазе, Даргале и Бешили в регионе Метина - 4 ударам. Всего было совершено 13 авиаударов.
Обстрелы из тяжелого вооружения, артиллерии и гаубиц:
4 и 5 апреля районы сопротивления Баре Зине, Шахид Шариф, Лолан и Синине в регионе Хакурка подверглись 44 обстрелам; районы Миже, Гиргаше, Дераше, Гре Кун и Гре Зангиль в регионе Гаре - 46 обстрелам; районы сопротивления Шелазе, Саре Метина, Даргале и Шелазе в регионе Метина - 90 обстрелам; районы сопротивления Гре Амедие и Гре Бахар в регионе имени героя Далиль в Западном Запе - 513 обстрелам. В общей сложности было произведено 693 обстрела из тяжелого вооружения, артиллерии и гаубиц.
ТУРЕЦКАЯ АРМИЯ ВНОВЬ ПРИМЕНИЛА ХИМИЧЕСКИЕ ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА И ФОСФОРНЫЕ БОМБЫ
7 апреля туннели в районе сопротивления Гре Бахар региона имени героя Далиль в Западном Запе, туннели в районе сопротивления Гре Амедие того же региона, а также 8 апреля туннели в районе сопротивления Гре Амедие были пять раз атакованы с применением запрещенных боеприпасов.
Авиаудары:
5, 6 и 7 апреля районы сопротивления Синине и Баре Зине в регионе Хакурка подверглись 2 авиаударам; районы Зевке, Хафтабах, Гре Кун, Меране и Гре Сисар в регионе Гаре - 6 ударам; район сопротивления Бешили в регионе Метина - 1 удару; район сопротивления Гре Бахар в регионе Западный Зап - 4 ударам. Всего было нанесено 13 авиаударов.
7 апреля район сопротивления Гре Бахар в регионе имени героя Далиль в Западном Запе 12 раз подвергался бомбардировкам с помощью военных вертолетов.
Обстрелы, совершенные турецкими военными с помощью тяжелого вооружения, артиллерии и гаубиц:
В период с 5 по 9 апреля районы сопротивления Баре Зине, Кандакола и Лолан в регионе Хакурка подверглись 88 обстрелам; районы Аргане, Кани Сарке, Зевке, Гре Кун, Дераше, Миже, Гиргаше, Якмале и Гре Зангиль в регионе Гаре - 182 обстрелам; районы сопротивления Саре Метина, Бешили и Шелазе в регионе Метина - 116 обстрелам; районы сопротивления Гре Бахар и Гре Амедие в регионе Западный Зап - 432 обстрелам. Всего было произведено 818 обстрелов тяжелым вооружением, артиллерией и гаубицами.
Анализируя атаки турецкой армии в течение месячного периода перемирия, становится очевидным, что сила, осуществляющая столь многочисленные нападения, стремится не к прекращению войны, а к ее продолжению. В противном случае не было бы такого количества воздушных и наземных атак против сил, соблюдающих режим прекращения огня. Это демонстрирует явную позицию и настойчивое стремление продолжать войну, а не прекращать ее.