Турецкие войска уходят с крупнейшей базы на северо-востоке Сирии
Анкара начала отвод военных и техники с наблюдательного пункта, давно окруженного силами режима в северо-восточной сирийской провинции Идлиб.
Анкара начала отвод военных и техники с наблюдательного пункта, давно окруженного силами режима в северо-восточной сирийской провинции Идлиб.
Турецкие войска начали вывод войск с крупнейшей базы Анкары в северо-восточной сирийской провинции Идлиб вскоре после полуночи вторника, как сообщает Сирийский центр по правам человека.
Он сообщил, что колонны с военным персоналом и техникой были замечены покидающими базу «Морек», один из 12 турецких наблюдательных постов, созданных в регионе для наблюдения за хрупким прекращением огня в ходе девятилетнего конфликта.
В 2019 году база «Морек» была окружена поддерживаемыми Россией силами, лояльными сирийскому президенту Башару Асаду. По данным агентства Reuters, которое сообщило об этом в понедельник, турецкие войска сейчас укрепляют свои позиции на оставшихся наблюдательных постах в регионе, хотя аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем могут быть оставлены еще несколько баз.
Ойтун Орхан, координатор исследований Леванта в Центре ближневосточных исследований в Анкаре, сказал, что база «Морек» вместе с несколькими другими турецкими наблюдательными пунктами, созданными в 2018 году, «больше не служат своей первоначальной цели наблюдения за нарушениями режима прекращения огня после того, как территориальные завоевания сил Асада в прошлом году оставили их изолированными за линией сирийского режима».
«Россия и сирийский режим пытаются оттеснить Турцию на север [или], по крайней мере, эвакуировать эти наблюдательные пункты, – сказал Орхан «Аль-Монитору». – Понятно, что обе стороны достигли соглашения, по которому Турция эвакуирует четыре из них».
Он добавил: «Это не создает критических изменений на местах. Численность турецких войск не уменьшается. Напротив, наблюдается увеличение турецкого военного присутствия в этом районе, поэтому я не ожидаю какого-либо [более крупного] вывода турецких войск».
Идлиб остается одним из последних удерживаемых антиасадовскими боевиками районов Сирии, где продолжают действовать группировки, поддерживаемые Турцией, хотя боевые действия в значительной степени утихли после прекращения огня, установленного 5 марта при посредничестве России и Турции.
В соответствии с соглашением о прекращении огня российские и турецкие войска стремились создать коридор безопасности по обе стороны шоссе М4, которое проходит с востока на запад через Идлиб, и военные обеих стран согласились проводить совместное патрулирование на дороге, хотя фактическое патрулирование неоднократно задерживалось.
От 10 000 до 15 000 турецких военнослужащих размещены в анклаве Идлиб, где Анкара обязалась разоружить боевиков, связанных с экстремистскими группировками, которые тем не менее остаются в регионе. По сообщениям турецких государственных СМИ, колонны военной техники продолжают поддерживать позиции Анкары в Идлибе, но Орхан отметил, что в последние месяцы усилия по снабжению наблюдательных постов, окруженных силами режима, возможно, усложнились.
«Скорее всего Россия не дала каких-то гарантий для обеспечения безопасности турецких конвоев, снабжающих эти наблюдательные пункты», – сказал Орхан «Аль-Монитору», добавив, что турецкие миссии снабжения требуют российского сопровождения в районах, удерживаемых режимом.
Эти события произошли после того, как в сентябре турецкая и российская делегации провели переговоры по поводу продолжающихся кризисов в Идлибе и Ливии, где страны поддерживают противоборствующие стороны в обоих конфликтах. Российские официальные лица, как сообщается, потребовали от Турции уйти с некоторых наблюдательных постов в Идлибе во время переговоров.
Озгур Унлухисарчикли, директор немецкого Фонда Маршалла в Анкаре, заявил, что вывод турецких войск из «Морека» во вторник скорее всего был попыткой защитить военные силы в случае возобновления столкновений с сирийским режимом.
«Это признак дальнейшего ослабления modus vivendi между Турцией и Россией в Сирии», – сказал Унлухисарджикли в интервью Al-Monitor.
Эти события последовали за чередой протестов в Идлибе против продолжающегося турецкого военного присутствия в «Мореке», а также в Сурмане. Турецкие государственные СМИ обвинили в организации протестов сирийский режим.
Дипломатическое давление на присутствие Турции в Сирии также усилилось со стороны некоторых лидеров Европейского союза.
В августе 68 членов Европейского парламента призвали турецких военных и их прокси «прекратить незаконную оккупацию» на севере Сирии и отступить из региона в письме, представленном Совету ООН по правам человека после доклада независимой международной комиссии Организации по расследованию ситуации в Сирии.
Подписанты потребовали от турецкого правительства прекратить политическую, экономическую и военную поддержку всех групп, которые принимают участие в систематических нарушениях прав человека.
Позже, 13 октября, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу осудил заявления своей шведской коллеги Анн Линде, которая также заметила, что Турция должна уйти из районов на севере Сирии.
«Мы всегда подчеркиваем, что находимся здесь прежде всего для того, чтобы защитить территориальную целостность Сирии», – заявил Чавушоглу на совместной конференции с Линде 13 октября.
Тем временем антитеррористическая деятельность США продолжается в Идлибе, где 16 октября в результате удара американского беспилотника были убиты два представителя «Аль-Каиды» в районе города Араб-Саид. В октябре 2019 года военная операция США в Идлибе привела к гибели Абу Бакра аль-Багдади, бывшего лидера самопровозглашенного Исламского государства.
По данным ООН, на северо-западе Сирии проживает около четырех миллионов человек, 2,7 миллиона из которых были перемещены в результате конфликта.