Эрдоган открывает полупустой финансовый центр в Стамбуле в преддверии выборов

Действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган отрицает, что страна столкнулась с экономическим кризисом.

Стремясь продемонстрировать мегапроекты перед решающими выборами, которые пройдут в Турции в следующем месяце, президент Реджеп Тайип Эрдоган открыл в понедельник в Стамбуле финансовый центр стоимостью 3,4 млрд. долларов. Он пообещал создать «новую финансовую экосистему» для пострадавшей от экономического кризиса Турции.

«Стамбульский финансовый центр (IFC) создаст новую экосистему, связав три континента. Он увеличит потенциал страны для привлечения инвестиций, способствуя международным потокам капитала», - заявил Эрдоган перед большой аудиторией министров, чиновников и общественности.

Для многих критиков турецкого президента его церемония открытия - не более чем политическая кампания или, что еще хуже, печальное напоминание о том, что западные инвесторы давно покинули большой развивающийся рынок Турции.

«Это старая мечта, лишенная реальности», - сказал Эрдал Саглам, ветеран экономического обозрения, в эфире независимого телеканала KRT. «Турция, благодаря экономической политике Эрдогана, далека от того, чтобы стать финансовым центром. Этот огромный комплекс, расположенный в зоне землетрясения, является пустой мечтой - и в переносном и буквальном смысле».

Саглам отметил, что Стамбул опустился на 10 мест в индексе глобальных финансовых центров 2023 года по сравнению с 2022 годом. Индекс определяется с помощью изучения конкурентоспособности финансовых центров на основе оценок, полученных с помощью онлайн-анкеты, а также на основе более 100 индексов таких организаций, как Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Economist Intelligence Unit. Среди прочих факторов центры оцениваются по инфраструктуре, технологиям, финансовому развитию, репутации, связности, уровню коррупции и соблюдению нормативных требований.

IFC, который находится в повестке дня правительства с 2009 года, занимает 1,5 миллиона квадратных метров офисных помещений на азиатской стороне Стамбула, экономической столицы Турции. Но эти знаменитые небоскребы из блестящего стекла и стали в основном пустуют. Три государственных банка и некоторые регулирующие органы переехали туда неохотно. Центральный банк Турции переведет свой главный офис из Анкары в Стамбул позднее.

Несмотря на отсутствие интереса со стороны будущих арендаторов, реализация проекта ускорилась после того, как в 2019 году суверенный фонд благосостояния Турции взял на себя управление зданием. Примерно в то же время иностранные фонды начали вывод средств из Турции, особенно после того, как Эрдоган назначил своего зятя Берата Албайрака руководить экономикой. Иностранное владение акциями упало до 29% за тот же период с 61% в среднем за всю историю, сообщает Bloomberg. Настойчивое стремление Эрдогана снизить процентные ставки для стимулирования экономического роста привело к тому, что в 2022 году инфляция превысила 85%. За последние пять лет лира потеряла 80% своей стоимости по отношению к доллару, поскольку западные инвесторы в основном покинули этот крупный развивающийся рынок, ссылаясь на нестабильность и непредсказуемость.

В прошлом году парламент Турции одобрил законопроект, предоставляющий определенные налоговые преимущества участникам Стамбульского финансового центра (СФЦ). Эти преимущества включают освобождение от налогов на банковские и страховые операции, связанные с финансовыми услугами, осуществляемыми в СФЦ, и на платежи, полученные за эти операции. Кроме того, сотрудники учреждений, входящих в СФЦ, получат освобождение от подоходного налога, если они имеют не менее пяти лет профессионального опыта за рубежом.

На открытии Эрдоган и его непопулярный министр финансов Нуреттин Небати нарисовали радужную картину центра и его вклада в турецкую экономику. «Ожидается, что к 2036 году СФЦ увеличит экспорт финансовых услуг Турции в три раза, а его вклад в валовой внутренний продукт страны может достичь $130 млрд в течение 15 лет», - сказал Небати.

«Люди говорят, что существует экономический кризис - его нет», - заявил Эрдоган, представив свое правительство как учреждение, которое противостояло международным финансовым институтам и «сделало Турцию международным игроком в глобальных финансах». «Мы сместили Международный валютный фонд в 2013 году, [тогда как] оппозиция занята заключением закулисных сделок с кредиторами», - сказал он, укоряя Кемаля Киличдароглу, лидера основной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП) и главного соперника Эрдогана. Киличдароглу в ноябре прошлого года посетил Лондон вместе с инвесторами.

По иронии, пламенная речь Эрдогана о роли Турции как регионального финансового центра совпадает с прогнозом банкиров JP Morgan, сделанным на прошлой неделе, согласно которым курс турецкой лиры, скорее всего, резко упадет и может приблизиться к 30 за доллар после президентских и парламентских выборов в Турции, которые пройдут 14 мая. Аналитики, которых цитирует агентство Reuters, заявили, что даже в случае «твердой приверженности» более ортодоксальной финансовой политике [чем та, которую проводит Эрдоган, который с помощью низких процентных ставок постоянно раздувает инфляцию], лира упадет сначала до 24-25 за доллар и до 26 к концу года по сравнению с примерно 19 в настоящее время.