Турция

Действительно ли НРП хочет быть в правительстве?

На самом деле НРП не выступает за демократизацию Турции; напротив, она пытается примириться с фашизмом и обеспечить продолжение правления Тайипа Эрдогана. Она не стремится к каким-либо отношениям и союзам, кроме как подмигивать силам демократии.

Три месяца — значимый период, требующий политической переоценки. Потому что, хотя неизвестных и непредсказуемых событий не так много, есть события, которые необходимо оценить и переосмыслить. На самом деле, многие круги все чаще пытаются понять и осмыслить политические события. Среди них есть важные мнения, но есть и попытки превратить ситуацию в слепую борьбу и увести ее от цели. Конечно, мы не будем относиться к последним, и постараемся принять участие в серьезных дискуссиях и, если возможно, внести в них свой вклад.

Начнем с того, что еще раз подчеркнем: прошедшие 31 марта местные выборы принесли важные политические результаты: курдский народ не поддался фашизму, несмотря на все притеснения и обман со стороны ПСР, и демократическая политика вновь восторжествовала в Курдистане. ПСР потерпела поражение на выборах, потеряла позиции первой партии, а ее легитимность у власти была политически уничтожена. Хотя подобные ситуации уже случались в прошлом, администрации ПСР пришлось смириться с таким результатом впервые. В-третьих, НРП победила на выборах, стала первой партией и проложила путь к тому, чтобы стать политической силой.

После выборов активно обсуждалась политика, которую соответствующие политические круги будут или должны проводить в соответствии с этими результатами. Несомненно, результаты выборов имели последствия для проигравших партий, и ПСР была одной из них. В своей первой речи после выборов президент ПСР Тайип Эрдоган заявил, что «продолжит усиливать атаки на курдов и демократические силы» и что он «будет поддерживать контакты с другими кругами», тем самым обозначив политику, которую он проводил в течение трех месяцев. Любопытно, какой политики будет придерживаться новая администрация победившей на выборах НРП. Насколько она сможет повысить эффективность демократической политики. По этим вопросам было высказано множество мнений, оценок и дискуссий. Хорошая партия, самая интересная и теневая партия последнего периода, вступила в процесс распада сразу после выборов.

Сейчас мы находимся на последней неделе третьего месяца поствыборного процесса. В этом процессе соответствующие политические круги ведут многогранную работу. Несомненно, Тайип Эрдоган был одним из самых старательных. С одной стороны,он прилагал напряженные усилия для сохранения единства ПСР и Народного альянса, а с другой — для сохранения своей власти и легитимизации себя в глазах НРП. Для того чтобы преуспеть в этих усилиях, он постоянно озвучивал дискурсы «национализма и борьбы с терроризмом».

И каков же результат для Тайипа Эрдогана? Опираясь на сильное давление, обман и подкуп, он предотвратил полный распад ПСР и Народного альянса за последние три месяца. Тем не менее, ПСР напоминает глубокий кипящий котел, а отношения ПСР и ПНД переживают самый кризисный и спорный период. Отчасти благодаря судьбе личностей Тайипа Эрдогана и Девлета Бахчели, а отчасти благодаря их усилиям, разрыв отношений пока удалось предотвратить. Однако будущее как для ПСР, так и для Народного альянса мрачно, и возможны самые разные варианты развития событий.

За последний период Тайип Эрдоган значительно изменил свою политику в отношении НРП. Вместо того чтобы вступать в перепалку с руководством НРП, он взял курс на переговоры и компромисс. В конце концов, у него нет другого выбора, иначе он не удержится у власти. Когда эта политика нашла отклик в новой администрации НРП, состоялись две встречи между Тайипом Эрдоганом и Озгюром Озелем и начались дискуссии о «нормализации» и «смягчении» в политике. Почему новая администрация НРП проводит такую политику — одна из самых важных политических дискуссий сегодняшнего дня. Даже если администрации Озгюра Озеля это неприятно, этот вопрос будет обсуждаться и дальше. Потому что именно эта политика НРП поддерживает администрацию Тайипа Эрдогана, которая проиграла выборы и переживает серьезные кризисы внутри страны и за рубежом.

Несомненно, если бы в Турции существовала демократия, если бы у ПСР и Тайипа Эрдогана была хоть капля демократии, правительство ушло бы в отставку сразу после объявления результатов выборов 31 марта. Но в Турции у ПСР и Тайипа Эрдогана демократии нет, и это известно. С другой стороны, если бы новая администрация НРП действительно хотела быть правительством, она бы призвала администрацию Тайипа Эрдогана уйти в отставку после того, как стали ясны результаты выборов 31 марта, и основывала бы на этом свою основную политику все эти три последних месяца. Но администрация Озгюра Озеля не сделала этого. Вместо этого она предпочла встретиться с Тайипом Эрдоганом и узаконить фашизм ПСР-ПНД. И почему? Похоже, что руководство НРП проводит политику компромисса с фашизмом, пытаясь взять власть по частям, де-факто разделяя власть с ПСР, возможно, из-за своей внутренней структуры и проблем, не видя в себе готовность к тому, чтобы стать правительством. С другой стороны, она не перестает подмигивать демократическим кругам. Короче говоря, она пытается проводить политику, которая устраивает обе стороны. Но в основном она служит фашизму, продолжению фашистской структуры Турецкой республики.

Поэтому, повторимся, реальное положение дел в НРП должно быть хорошо осознано. Однако были условия и возможности. Если бы руководство НРП действительно выступало против фашизма ПСР-ПНД, оно бы вело активную политическую борьбу за свержение правительства. Если бы оно действительно основывалось на общих принципах демократии, то выдвинуло бы альтернативную фашизму ПСР-ПНД программу демократии и боролось бы за реализацию этой программы в отношениях и союзе с силами демократии. Все демократические силы продемонстрировали в этом отношении позитивный подход. В частности, сопредседатели Исполнительного совета АОК представили принципы, которые выведут Турцию из всех кризисов, через которые она проходит, и призвали руководство НРП прояснить свою позицию. Такая позиция и призыв АОК были очень важной возможностью для Турции и НРП демократизироваться и решить свои проблемы.

Однако стало ясно, что на самом деле НРП не выступает за демократизацию Турции; напротив, она стремится к компромиссу с фашизмом и обеспечению продолжения правления Тайипа Эрдогана. Она не стремится к каким-либо отношениям и союзам, кроме как лишь подмигивать силам демократии. Она не заняла активной позиции, кроме символического противостояния назначению доверенного управляющего в муниципалитет Хаккари. Она не заняла никакой позиции против фашистского террора в отношении курдов и демократических сил. Она не заняла никакой позиции по прекращению войны в Курдистане. Она не выступила против беззакония в Имралы и фашистских преследований в тюрьмах. Короче говоря, она не участвовала в серьезной борьбе за демократию и не пыталась сместить администрацию Тайипа Эрдогана. Созданный ею «теневой кабинет» служит главным образом для того, чтобы скрыть свое бегство из правительства. Пришло время разоблачить такое отношение и политику НРП.

Конечно, результаты демократической политики за последние три года следует оценивать по-разному. Хотя на этом поле велась определенная борьба, очевидно также, что в ней имеются очень серьезные слабости и недостатки. Прежде всего, слабость и неадекватность в том, что касается принуждения администрации Тайипа Эрдогана, утратившей политическую легитимность, к отставке и руководства администрацией и структурой НРП на этой основе. Во-вторых, в рамках, выявленных результатами выборов, усилия по проникновению в массы и дальнейшему расширению организации демократической политики недостаточны. В-третьих, недостаточны усилия по созданию и консолидации широкого демократического альянса, который предложит обществу альтернативное демократическое управление. Наконец, несмотря на то, что ведется определенная борьба, она недостаточна для вовлечения масс в действие и развития мобилизации, которая приведет фашизм к краху. Несомненно, самое важное для будущего Турции — это преодоление демократической политикой всех этих недостатков и проведение правильной и адекватной политической работы и борьбы в каждой области. Результаты местных выборов 31 марта по-прежнему предоставляют возможности и шансы в этом отношении, и они ждут, чтобы их использовали.

Источник: Yeni Özgür Politika