Для Сирри Сурейя Ондерa, члена Имралы-комиссии Партии народного равенства и демократии (ПНРД), скончавшегося 3 мая в больнице Стамбула, где он проходил лечение, и похороненного 4 мая, были организованы траурные церемонии не только в Стамбуле, но и в других городах. Люди из самых разных слоёв общества и политики пришли выразить соболезнования. Принимая посетителей, политик Айла Акат Ата, которая в 2013 году работала с Ондером в рамках политического процесса, дала оценку его борьбе.
«Мы долгое время работали вместе»
Акат Ата отметила, что они сотрудничали в 2011–2013 годах, сказав:
«Тот рабочий период стал для нас поучительным. Он дал возможность узнать его ближе. Он был важной личностью — с особым стилем, взглядом на жизнь, своим способом оценивать происходящее. У всех нас есть свои интерпретации жизни, свои претензии. Сирри-бей тоже был товарищем, у которого были свои претензии, свой взгляд на жизнь, свои радости и печали. Возможно, то, в чём мы наиболее совпадали, — это реальность конфликта и войны в стране. И в мирной борьбе, которую мы вели, даже когда садились за Конституционный стол, мы задавались вопросом, как можно обеспечить общественный договор. В каждом обсуждаемом вопросе — от гражданства до родного языка, от родного языка до статуса — мы это оценивали. Наш товарищ продолжил свой путь в контексте реалий острова, и каждая встреча многое ему дала. И он сам многое дал нам и обществу. То, что из общества Турции вышел такой товарищ, что он проявил почти утраченную чувствительность интеллигента и художника, и смог общественно воплотить это в контексте мира — это было очень ценно и важно», — сказала она.
«Сказать «мир возможен» — это важно»
Отмечая, что одной из качеств, делающих Ондерa ценным, было то, что он, зная, что может заплатить цену, всё же решился вести борьбу за мир, Айла Акат Ата сказала:
«Конфликтовать легко, но важно — уметь мириться, трудиться ради этого. Если посмотреть на мировые процессы конфликта и мира, можно увидеть, что в периоды мира плата была намного выше, чем в периоды войны. То, что он, зная об этом, на это пошёл, то, что в последнее время, несмотря на проблемы со здоровьем, он даже отодвинул заботу о своём здоровье и стал тружеником мира... И одна из черт, которая делала его уникальным и незаменимым для нас, — это смелость. Если учесть давление, попытки заставить молчать, использование суда как дубинки — то быть смелым, уметь говорить, уметь сказать “мир возможен” и “я готов заплатить цену за мир” — это крайне важно. Сирри-бей это сделал и за 18 дней в больнице, вчера — на улицах, показал, насколько его идея могла стать частью общества. Если число тех, кто готов положить руку под камень, увеличится, станет ясно, насколько это возможно. Пусть это станет завещанием Сирри-бея нам, обществу Турции, друзьям — интеллигентам, художникам, писателям в Турции», — отметила она.
Необходимость общественного признания мира
Акат Ата заявила, что принятие и общественное распространение борьбы за мир возможно, сказав:
«Быть тружеником мира — это тяжёлая ответственность. Прежде всего, Сирри-бей — это не просто человек, а член Имралы-комиссии. С 2013 года он нес очень тяжёлую ответственность как её участник. И когда ты несёшь такую ношу, становится важным — как ты её несёшь, где спотыкаешься, где идёшь, бежишь, ползёшь — каждый этап становится поводом для оценки. Сегодня, от Диярбакыра до Батмана, от Батмана до Вана, от Вана до Ширнака — кого бы вы ни спросили, у каждого есть, что сказать о Сирри-бее. Он коснулся сердец людей, народа, молодёжи. Мы существуем со своими интерпретациями, претензиями, ошибками, радостями, горестями. Прежде всего, мы — люди. И Сирри-бей своей человечностью коснулся сердец, стал той личностью, о которой каждый может сказать слово, может осмыслить потерю и выразить её. Он оставил после себя наследие. Я верю, что общество Курдистана достойно понесёт это наследие. А если смотреть на общество Турции в целом — то этот 18-дневный больничный процесс показал: если захотеть, это наследие может быть принято, понято, принято на себя и распространено в обществе», — сказала она.
«Мы будем рисковать ради мира»
Заявив, что они будут продолжать борьбу за мир при любых условиях, Айла Акат Ата подчеркнула, что общество Турции должно взять на себя ответственность за мир:
«Во многих уголках мира это стало жизнью. Сирри-бей верил в это и трудился ради этого. Мой призыв — ко всем составляющим турецкого общества: это и наследие, и завещание. Мы возьмём на себя риск, будем готовы заплатить цену, будем объединяться в чувствах и добьёмся успеха вместе», — сказала она.