Несмотря на то, что прошло уже два месяца со дня оглашения февральского призыва Абдуллы Оджалана, турецкое правительство не предприняло никаких конкретных шагов. Боевые операции при участии турецких вооруженных сил продолжаются, а условия, при которых Оджалан мог бы свободно жить и работать, так и не были выполнены. Семьи, потерявшие своих родственников во время конфликта, продолжают требовать, чтобы государство приняло меры.
Она потеряла двоих детей
Гулизар Яшар родилась в небольшом селе Зерене, неподалеку от деревни Оремар в районе Гевера (Юксековы), расположенном в провинции Джоламерг (Хаккари). Она прожила в Зерене более 30 лет. Первым погиб её старший брат Девали Гурдал, принявший участие в освободительной борьбе. Гурдал был убит во время столкновений в районе Чило в 1985 году, сражаясь в рядах HRK (Отрядов освобождения Курдистана). После его смерти угрозы со стороны турецких солдат и контрас в адрес Гулизар Яшар, её мужа и семьи усилились. Им пришлось покинуть деревню. Когда Гурдал погиб, дочь женщины, Рехьян Яшар (Адар Гевер) вступила в ряды РПК в 1993 году, а Маджит Гурдал (Зинар Гевер), сын её погибшего брата, стал бойцом РПК в 1994 году. Её племянник Маджит погиб в том же году в районе Чарджеле (Загрос), а дочь Рейхан пала на поле боя в Хакурке в 1998 году.
Через четыре года после смерти Рейхан другая дочь Гулизар, Хамиет, присоединилась к РПК в 2004 году, а её сын Серван (Ариш Адар) – в 2012 году. Серван Яшар погиб в 2022 году, а Хамиет до сих пор находится в рядах освободительного движения.
19 погибших родственников
Вся семья Яшар посвятила свои жизни борьбе за свободу и мир. Сегодня Гулизар говорит: «Не только мои дети, но и десятки моих племянников и родственников погибли в этой борьбе. Я потеряла 19 близких мне людей. Нет ничего, чего бы мы не видели и не пережили, включая пытки, угнетение и смерть. Но, несмотря на это, мы по-прежнему требуем мира. Возможно, сегодня я потеряла своих детей, но я всегда хотела мира, чтобы никто больше не страдал и не умирал. Мы не хотим, чтобы семьи солдат и партизан проливали слезы».
Гулизар Яшар подчеркнула, что РПК возникла потому, что курдов массово убивали в Агры и Дерсиме и бросали в тюрьмы, а многие убийства не раскрыты до сих пор. «Если бы нынешние требования курдского народа были удовлетворены 100 лет назад, этого бы не произошло. Мы хотим получить свою землю и спокойно говорить на своем языке. Мы не имеем ничего против кого-либо. Мы хотим, чтобы каждый народ жил свободной жизнью в мире», – сказала она.
Яшар заявила, что когда демократические права курдов будут признаны, не будет смысла использовать оружие, и курдам должно быть предоставлено право на образование на родном языке. Женщина подчеркнула, что государство должно выполнять свои обязательства, дабы ответить на инициативу Абдуллы Оджалана, и сказала: «Власти должны предпринять конкретные шаги. Если урегулирование будет проходить на взаимных основаниях, мы можем ждать успеха».
«Признайте наши демократические права»
Гулизар подчеркнула: «Если государство предпримет конкретные шаги, если курдам будет предоставлено право на образование на родном языке и демократические права, мы сможем поверить в искренность властей. Я хочу напомнить, что в ходе урегулирования все политические заключенные должны быть освобождены. Двери тюрем должны открыться. И, что важнее всего, Оджалан, наш легитимный представитель, возглавляющий переговоры, должен быть свободен. Он сделал необходимый шаг, теперь настала очередь Девлета Бахчели и Реджепа Тайипа Эрдогана. Они тоже должны сделать шаг со своей стороны».
Обращаясь к семьям солдат, партизан и заключенных, женщина подчеркнула, что все стороны должны поддержать попытку примирения.