Курдистан

Критический этап «процесса урегулирования»

Абдулла Оджалан и курдский народ готовы к решению, но готово ли правительство?

После призыва Абдуллы Оджалана к миру и демократическому обществу, который он озвучил 27 февраля, правительство Партии справедливости и развития (ПСР) не предприняло каких-либо значимых действий. Вместо этого оно оказывает давление на Рабочую партию Курдистана (РПК), требуя, чтобы она провела съезд и объявила о прекращении вооружённой борьбы. Кроме того, продолжается изоляция Оджалана, что противоречит его мирному призыву.

Правительство может взаимодействовать как со своими собственными представителями, так и с представителями противоборствующей стороны. Оно консультируется с экспертами по темам, которые само выбирает, и готовит соответствующие отчеты. Однако власти продолжают относиться к представителям другой стороны как к заложникам.

Такой подход свидетельствует об отсутствии подлинного стремления к миру и урегулированию. Если война должна закончиться и боевые действия должны прекратиться, то какой цели служит эта изоляция и в целом такое отношение? Тысячи лет курды и турки жили на этой земле. Если вы призываете к укреплению братства и проведению исторической встречи, не нужно прибегать к политическим манипуляциям и тактическим играм. Почему возникает такая необходимость, непонятно. Позиция правительства не вызывает доверия у курдского народа.

Абдулла Оджалан ясно дал понять, что вооруженной борьбе будет положен конец и что РПК будет распущена. Это важный шаг, показывающий готовность взять на себя большую ответственность. Здесь не задействована третья сторона и нет никаких гарантий. Оджалан идет вперед, а государственные власти по-прежнему колеблются и не спешат действовать, все еще прибегая к тактике психологической войны.

Абдулле Оджалану должно быть предоставлено больше свободы для общения с его товарищами и различными слоями общества. Общественное мнение должно быть готово к миру, а политических деятелей необходимо привлекать к участию в мирном процессе. Правительство обязано способствовать появлению такой обстановки, создавая необходимые политические и правовые условия. Однако эти шаги не были сделаны. Напротив, были приняты меры, которые отравляют политический климат и подрывают позиции оппозиции.

Народная республиканская партия (НРП) была оттеснена на второй план, в Стамбуле был назначен ставленник правительства, муниципалитеты были захвачены, а такие политики, как Экрем Имамоглу, арестованы. Тем не менее, НРП ранее заявляла о поддержке решения курдского вопроса. Это стало важной возможностью для правительства. Создаются условия для достижения национального консенсуса по этому вопросу. Не только НРП, но и другие политические партии также выступили с положительными заявлениями. Кроме того, влиятельные деятели из Соединенных Штатов (США), Европы и Китая выразили поддержку и сделали обнадеживающие замечания по поводу этого решения.

Мирный процесс пользуется поддержкой как внутри страны, так и на международном уровне, однако правительство продолжает тянуть время. Не нужно вплетать внутриполитические разногласия в этот процесс. Стремление Эрдогана к переизбранию, похоже, затмевает меры по решению. Эти опасения вызывают закономерные вопросы и усиливают сомнения в позиции правительства. НРП, наряду с другими партиями и институтами, предоставляет существенное преимущество, которое необходимо эффективно использовать. Вместо этого Эрдоган занимает враждебную позицию по отношению к НРП.

Курдский вопрос так же стар, как и сама Республика. С 1980-х годов он был отмечен конфликтами, что привело огромному ущербу – как материальному, так и нематериальному. После этого конфликта государство направило свою армию в Сирию и Ирак, непреднамеренно придав проблеме региональный и международный масштаб.

Правительство, действительно стремящееся решить такую обширную и сложную проблему, не стало бы сосредотачиваться на том, чтобы оттеснить оппозицию на второй план. Напротив, это сделало бы ее частью решения и опорой. Маргинализация и подавление оппозиции сужает демократическое пространство. Как могут процветать мир в условиях, когда демократия подавлена, а политическая атмосфера отравлена?

Участие Абдуллы Оджалана в этом процессе, ограниченное разрешениями правительства, не приведет к миру или решению проблемы. Всегда говорилось, что, по крайней мере, курдскому лидеру должны быть созданы условия, позволяющие ему свободно трудиться. Такой серьезный и исторический вопрос не может быть решен, если единственный шаг – это периодические посещения тюрьмы Имралы делегацией.

Чтобы Абдулла Оджалан сыграл свою роль, нужно создать необходимые условия. Для правительства, которое утверждает, что стремится к миру и урегулированию, продолжение изоляции Оджалана не имеет смысла.

Несколько месяцев спустя Эрдоган провел встречу с делегацией, посетившей тюрьму Имралы. Политики из ПНРД заявили, что встреча с Абдуллой Оджаланом была продуктивной, а их надежды окрепли. Такой результат не может не радовать.

Не перестает удивлять неясная позиция Эрдогана в решении самой насущной проблемы страны, учитывая его частые заявления по другим вопросам. Он должен уделить приоритетное внимание этому вопросу и предоставить интеллигенции, оппозиционным группам и обществу возможность принять участие в решении. Только так процесс приведет к нужному результату.

Абдулла Оджалан полон решимости добиться урегулирования и пообещал внести свой вклад. Курды также готовы трудиться ради решения вопроса. РПК заявила о готовности выполнить требования призыва. Вопрос находится в компетенции правительства. Насколько подготовлено правительство и существует ли дорожная карта? Крайне важно, чтобы стороны процесса внимательно изучили этот вопрос и выразили четкую позицию.