Европа

Репрессии после войны: курдские новости этой недели

Короткая война между Израилем и Ираном усугубила мировую нестабильность, а меньшинства и активисты в Иране столкнулись с новыми репрессиями.

Двенадцатидневная война между Израилем и Ираном, похоже, подошла к концу — по крайней мере, на какое-то время. С момента моей последней статьи, всего неделю назад, произошли важные события: Соединенные Штаты провели бомбардировку в поддержку Израиля, а Иран продемонстрировал всему миру, что в израильской системе противовоздушной обороны «Железный купол» есть уязвимые места. Обе стороны отказались от дальнейшей эскалации, но нет никаких гарантий, что нынешний мир будет долгим. Израиль ясно дал понять, что, как и в случае с Ливаном, он не собирается соблюдать режим прекращения огня и будет сокращать численность иранских военных по своему усмотрению.

Министр обороны Исраэль Кац заявил: «Я поручил Армии обороны Израиля подготовить план действий против Ирана, который включает в себя поддержание превосходства Израиля в воздухе, предотвращение наращивания ядерного потенциала и производства ракет, а также реагирование на поддержку Ираном террористической деятельности против государства Израиля».

Эта короткая война, далёкая от тех решительных действий, о которых говорил президент Трамп, сделала мир ещё более опасным. Мы не можем знать, насколько американские бомбы нанесли урон иранской ядерной программе, но очевидно, что международному праву был нанесён ещё один серьёзный удар.

США проявили свою двуличность, что существенно затруднило реализацию дипломатических инициатив. Возможно, всё больше стран осознают, что только обладание настоящим ядерным оружием может служить эффективным средством сдерживания. В Иране же, где происходят новые репрессии против меньшинств и активистов, ситуация остаётся напряжённой.

Пока всё внимание было сосредоточено на Иране, Израиль продолжал морить голодом и обстреливать жителей Газы. Хотя повсюду возмущаются геноцидом палестинцев, это не привело к значимым действиям.

Даже признание «признаков» того, что Израиль нарушает свои обязательства в области прав человека, предусмотренные Соглашением об ассоциации между ЕС и Израилем, не привело к каким-либо значительным результатам. Просто продолжились обсуждения проблемы.

А Дональд Трамп лишь укрепил влияние нового принципа «сила ради правого дела», вынудив государства-членов НАТО значительно увеличить военные расходы. Это, несомненно, будет происходить за счёт сокращения бюджета на социальные нужды.

Репрессии в Иране

На прошлой неделе мы наблюдали, как курды выражали надежду, что атаки на Иран могут привести к созданию курдской автономии, подобно тому, как гражданская война в Сирии способствовала образованию Рожавы. Однако на этой неделе эти мечты сменились сообщениями о растущем давлении на критиков режима и ещё большей милитаризации курдских территорий.

У иранского правительства есть серьёзные причины для беспокойства о потенциальных израильских агентах. Детальная разведка и оперативные действия на местах сыграли важную роль в израильском нападении. Однако нет никаких оснований считать, что люди, арестованные или даже казнённые за работу на Израиль, действительно были причастны к таким действиям.

Иранская система «правосудия» известна тем, что не опирается на доказательства и требует признаний под жестокими пытками. Обвинение в «шпионаже в пользу Израиля» уже давно стало удобным способом устранения противников правительства.

Как сообщает агентство Reuters, несмотря на отсутствие масштабных протестов в адрес правительства, официальные лица утверждают, что власти проявляют особую обеспокоенность в связи с возможными беспорядками, особенно в курдских районах. Представители курдских политических организаций рассказали агентству, что иранская революционная гвардия захватила школьные здания и проводит обыски в домах, а также установила контрольно-пропускные пункты в курдских населенных пунктах.

В четверг вечером, по сообщениям, Стражи исламской революции застрелили курда после того, как он остановился на контрольно-пропускном пункте в Сенандадже.

Организация Hengaw по правам человека описывает ситуацию в курдских городах как своего рода военное положение.

К среде организация Hengaw подтвердила, что по меньшей мере 734 человека были задержаны по всему Ирану, в том числе значительная часть курдов. Шесть человек, включая трех курдов, были казнены за «шпионаж в пользу Израиля».

Тюрьма Эвин

В понедельник израильская бомба нанесла удар по печально известной тюрьме Эвин в Тегеране, где содержатся политические заключённые. Если целью было представить израильские атаки как некое освобождение иранского народа, то это был бездушный и непродуманный план.

Наргис Мохаммади, которая сама провела в тюрьме несколько лет, выразила серьёзные опасения за судьбу заключённых. В четверг она сообщила, что заключённые были переведены, и никто не знает, куда исчезли те, кто находился в камерах строгого режима. Заключённых из других отделений перевели в тюрьмы, которые «печально известны своими суровыми и бесчеловечными условиями содержания». Ранее она уже сообщала, что тюремный лазарет был разрушен в результате взрыва, и раненые заключённые не могли получить необходимую медицинскую помощь.

Сиамак Намази, американец иранского происхождения, который провел восемь лет в тюрьме Эвин, написал в журнале Time: «Это не было целенаправленным ударом по высокопоставленным лицам режима или военным командирам в пентхаусах, полученных нечестным путем.

Бомбардировка Израилем тюрьмы Эвин показывает, что происходит, когда сталкиваются две системы, которые заслуживают осуждения: одна – заключает невинных людей в тюрьмы, а другая – утверждает, что освобождает их с помощью бомб.

Мы можем только надеяться, что недавнее перемирие между Ираном, Израилем и Соединенными Штатами сохранится и что это безумие наконец-то закончится. Но даже если это произойдет, мы все знаем, что последует за этим. Аятоллы, не сумевшие остановить бомбардировки со стороны Израиля или США, обратят свою месть внутрь. Они попытаются восстановить контроль единственным известным им способом: с помощью грубой силы. Тысячи людей будут схвачены, подвергнуты пыткам и казнены, поскольку режим распространяет страх, чтобы выжить. Кажется, это не вызывает беспокойства у тех израильтян и американцев, которые ранее высказывались в поддержку идеи смены режима».

На прошлой неделе, перед нападением на Эвин, четыре женщины-заключенные, в том числе Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), которая боролась с ИГИЛ*, которая находится в камере смертников, написали открытое письмо, осуждающее агрессию Израиля против Ирана.

«Поддержка Израиля и опора на его разрушительную силу, независимо от того, кто её поддерживает – отдельный человек, группа или политическое движение – также должны быть осуждены. Такая поддержка свидетельствует о порочности и позоре тех, кто её оказывает. Наше освобождение, освобождение народа Ирана от правящей диктатуры, возможно только через массовую борьбу и опору на общественные силы, а не через надежды на иностранные державы»,– сказали они.

Северно-Восточная Сирия

Курды в Иране надеялись на возможность получить автономию, как это произошло в Сирии. Однако, несмотря на то, что Автономная администрация  Северной и Восточной Сирии существует уже некоторое время, её положение остаётся под угрозой.

Западное вмешательство в ситуацию в Сирии привело к тому, что на смену тираническому режиму Асада пришёл ставленник «Аль-Каиды»*. Этот человек зависит от поддержки Турции и жестоких боевиков. Он готов к неолиберализации экономики Сирии, что идёт вразрез с принципами, которые отстаивает Автономная администрация: демократия и права женщин.

Для Автономной администрации переговоры с новым временным правительством Сирии – при поддержке Турции – оказываются долгой и трудной задачей. Президент Сирии Ахмед аш-Шараа нуждается в поддержке дисциплинированных Сил демократической Сирии (СДС) численностью в 100 тысяч человек на северо-востоке Сирии, но настаивает на централизованном контроле. В то же время необходимость местной автономии и обороны неоднократно подчеркивалась актами расистского или религиозного насилия, которые временное правительство аш-Шараа, похоже, не в состоянии контролировать или даже должным образом признавать.

Чуть более недели назад в Африне был убит молодой человек. Его смерть стала результатом действий бойцов одного из турецких вооруженных формирований, которые пытались украсть солнечные батареи, принадлежавшие семье убитого. Хотя временное правительство Сирии формально контролирует этот регион и этих боевиков, оно не предприняло никаких действий для поимки убийцы. Более того, когда люди вышли на протесты, требуя справедливости, правительство ответило на это силовыми методами, подавив протесты и задержав участников.

В минувшее воскресенье в греческой православной церкви Мар Элиас в Дамаске произошёл террористический акт, унёсший жизни 25 человек и причинивший вред более 60. Министерство внутренних дел Сирии обвинило в случившемся ИГИЛ и заявило, что смертник и ещё один предполагаемый террорист были иностранцами, прибывшими из лагеря «аль-Хавль», который находится под контролем Автономной администрации.

Однако Фархад Шами, представитель пресс-центра СДС, выступил с опровержением этих обвинений. Он подробно изложил результаты проведённого расследования и отметил, что большинство жителей лагеря составляют женщины и дети. В конце своего заявления он призвал правительство Дамаска провести прозрачное и заслуживающее доверия расследование.

На основании заявления министерства в социальных сетях были выдвинуты обвинения против СДС и сфабрикованы поддельные доказательства. На похоронах жертв теракта патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X обратился с посланием к аль-Шараа. Он призвал не объявлять этот день днём траура не по погибшим, а по правительству.

Южный Курдистан

Как мы видим на примере Южного Курдистана, контроль курдских сил не всегда решает все проблемы. Регион по-прежнему разделен между двумя крупными династическими партиями, и даже спустя восемь месяцев после последних выборов, которые были проведены с опозданием на два года, эти партии не могут договориться о формировании правительства.

Кроме того, из-за затянувшегося бюджетного спора с федеральным правительством миллион государственных служащих в регионе снова остались без зарплаты. И пока власти не могут предложить более конструктивного решения, они вынуждены прибегать к репрессиям в ответ на протесты работников, оставшихся без оплаты труда.

На прошлой неделе в Сулеймании были задержаны десятки протестующих, среди которых были политики, представители прессы и государственные служащие, которые почти два месяца не получали зарплату.

Несмотря на решение Рабочей партии Курдистана (РПК) сложить оружие и самораспуститься, турецкая армия не прекращает нападения на партизанские силы. Помимо того, что эти атаки направлены против ныне несуществующей РПК, которая не представляет никакой угрозы, они вынуждают местное население бежать.

В Турции

По другую сторону границы, в Турции, призыв РПК к разоружению и самороспуску также не смог остановить военные операции, проводимые Турцией. В результате этих операций обширные районы были объявлены «особыми зонами безопасности» и временно закрыты для всех, включая местных жителей.

Кроме того, в Турции прокурдская Партия народного равенства и демократии (ПНРД) проводит активную программу встреч как с политиками, так и с населением. Цель этих встреч – заручиться поддержкой нового курдского мирного процесса. К сожалению, мы пока не наблюдаем конкретных действий со стороны правительства, которые бы свидетельствовали о его искреннем участии в обсуждениях. Однако ПНРД стремится расширить круг участников, включая другие политические силы, и ускорить создание парламентской комиссии.

В 2015 году Эрдоган имел возможность остановить мирные переговоры, когда они перестали быть ему выгодны с политической точки зрения. Более широкое политическое участие усложнило бы такой саботаж, а также способствовало бы нормализации идеи о том, что курды должны иметь полное право участвовать в жизни государства, которое уважает их культуру и язык.

Также проводятся встречи с Турцией, и на этой неделе делегация ПНРД, включая сопредседателя Тунджера Бакирхана, заручилась поддержкой этого процесса со стороны политиков Германии и Соединенного Королевства.

Спустя тринадцать месяцев после вынесения приговора по делу Кобани в Турции, в результате которого многие видные члены ПНРД были приговорены к тюремному заключению, суд обнародовал свои доводы, что позволило осужденным подать апелляцию. Это открывает возможность для государства положительно отреагировать и отменить эти политические приговоры. Это станет проверкой их приверженности мирному процессу.

До свидания

Этим кратким путешествием по четырем частям Курдистана я хочу подвести итог своей еженедельной новостной колонке. К сожалению, проект Media News закрывается, и я должна двигаться дальше.

Мне грустно расставаться с проектом, который способствовал распространению знаний о курдском вопросе. Хочу выразить благодарность редакции за возможность делиться своими мыслями каждую неделю, а также моим читателям, которые, хотя их и немного, часто проявляли большой интерес.

Я многому научилась, и мне было приятно делиться этими знаниями с вами. С нетерпением жду возможности посвятить вечер пятницы и не уставать от работы каждые выходные. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжу публиковать анализ ключевых событий. Поэтому, пожалуйста, следите за статьями в Green Left, а также на моем веб-сайте, в Twitter и Bluesky.

* - террористическая организация, запрещена на территории РФ