Профессор Иззеттин Ондер заявил, что новый процесс урегулирования, начавшийся в Турции, может принести положительные результаты только при соблюдении основных условий, добавив, что система национальных государств сыграла ключевую роль в разделении народов, разрушая дружбу и братство.
Речь лидера Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели, которую тот произнес в турецком парламенте в октябре 2024 года, дала толчок возобновлению дискуссий о решении курдского вопроса. Дебаты получили дополнительный импульс после того, как 27 февраля Абдулла Оджалан выступил с призывом к миру и демократии в обществе.
Доктор и профессор Иззеттин Ондер, один из ведущих турецких экспертов по марксистской экономике, побеседовал с ANF о недавних событиях. Он рассказал нам о том, как следует подходить к новому процессу и какие ключевые вопросы требуют пристального внимания.
Единство первого парламента было нарушено во втором
Ондер заявил, что суть курдского вопроса заключается в модели отрицания, принятой в стране. Он пояснил: «Главная проблема этого сложного вопроса заключается в том, что на протяжении многих лет его либо частично игнорировали, либо прямо отрицали. В результате этот конфликт не рассматривался всерьез, а наоборот, подавлялся, что привело к огромным страданиям с обеих сторон. Эта проблема не исчезла, она сохраняется до сих пор. Я рассматриваю нынешнее намерение подойти к вопросу с целью его решения, как хорошее начало, достойное похвалы. Я считаю, что необходимо приложить все возможные усилия на этом пути. Будем надеяться, что все стороны предпримут необходимые шаги и достигнут достойного, прочного результата, который принесет им значительные выгоды и будет способствовать миру и спокойствию на Ближнем Востоке».
Эксперт отметил, что после распада Османской империи почти все общины, ранее находившиеся под властью Османской империи, создали свои собственные государства, и исключением стали курды. С образованием Турецкой Республики этот народ оттеснили на задний план. Он продолжил:
«Если бросить взгляд назад, в прошлое, особенно в имперский период, мы увидим, что турецкий и курдский народы жили вместе, как братья. Однако, с основанием республики и переходом от имперской системы правления к существующему сегодня национальному государству с его унитарной структурой в социуме возник ряд проблем. Это было связано с тем, что сохранять старую систему было уже нецелесообразно. Во время распада империи почти все общины, ранее находившиеся под её властью, создали свои собственные государства. Курдский народ стал исключением. Однако, курды продемонстрировали свою лояльность как граждане, полностью посвятив себя освобождению родины и достижению независимости.
Но после войны за независимость единство, существовавшее в первом парламенте, трансформировалось в идентичность «турецкой нации» во втором. И вместо того, чтобы стать условием для создания национального государства, этот сдвиг стал оправданием унитарного устройства страны. Это остается предметом исторических и правовых дискуссий. В отличие от федеральной модели, унитарная государственная структура поощряла «национальную» идентичность как принцип, что на практике привело к такой тактике, как преследование языкового и образовательного единообразия в условиях административного единства. Такая политика, естественно, воспринималась как попытка исключить многие народы из общественной и политической жизни – и так оно по сути и было».
Применение силы способствовало разрушению дружбы народов
Наш собеседник отметил, что система управления провинциями, существовавшая во времена Османской империи, была упразднена с основанием Республики таким путем, который привел к различным проблемам. Он описал ситуацию так:
«Отмена системы провинциального управления, существовавшей в имперский период, неизбежно привела к политическим трениям и, к сожалению, в некоторых случаях довела государство и его народы до прямой конфронтации. Открытое или тайное участие в событиях некоторых иностранных держав, использующих права человека в качестве оправдания, создало серьезные препятствия для создания стабильной системы. Периодическое применение силы государственной властью в ответ на сопротивление унитарной структуре и централизованному правлению также сыграло значительную роль в подрыве многолетней дружбы народов, существовавшей в Турции до того».
Переход к национальному государству и унитарной системе
Профессор отметил, что переход к системе национального государства и унитарной структуре в Турции ознаменовал начало эрозии дружбы общин, проживавших в стране: «С переходом к национальному государству и унитарной административной системе доминирующая идеология всё ещё развивающейся капиталистической модели сыграла центральную роль в эрозии дружбы народов. Проблема разделения варьировалось в зависимости от уровня экономического развития. В западных регионах, где было достигнуто экономическое развитие, общины смешивались легче, в то время как в слаборазвитых регионах различия оставались более выраженными».
Иззеттин Ондер объяснил, что разница в уровне доходов, неизменная черта капиталистических систем, привела к тому, что многие граждане были заняты на более тяжелых работах и жили в худших условиях. Он добавил: «Следует подчеркнуть, что, хотя курдские граждане непропорционально страдали от такого разделения, не только они подвергались несправедливости и подобному обращению. Экономически неблагополучные турецкие граждане также сталкивались с тяжкими условиями. Это явление следует понимать, как внутреннюю эксплуатацию на этапе примитивного накопления капитала в условиях отсутствия внешних источников эксплуатации».
Для прочного урегулирования нужны определенные условия
Эксперт подчеркнул, что для того, чтобы новый процесс примирения имел долговременный и успешный результат, необходимо создать определенные условия. Он сказал: «Хотя в прошлом уже было сделано несколько попыток, каждая из которых закончилась неудачей, я считаю, что успех этой новой инициативы или урегулирования приведет к долговременному результату. Однако, это будет зависеть от следующих условий:
- Необходимо четко разъяснить обоим народам проблемы и предлагаемые решения и приложить усилия для достижения общественного согласия.
- Если некоторые вопросы не могут быть решены в рамках существующей унитарной системы и требуют создания федеративной или даже конфедеративной структуры, то такая новая административная структура должна сформирована, учитывая мнение населения.
- Если же новая административная структура не планируется, в Турции необходимо четко решить вопросы, присущие унитарной системе, такие как унификация языков или стандартизированное образование, особенно право на обучение на родном языке.
- В нашей стране, переживающей период позднего капитализма, следует обеспечить правовые и административные гарантии равного отношения ко всем гражданам в процессе примитивного накопления капитала. В этой ситуации государственный сектор должен взять на себя инициативу и показать пример.
- Между гражданами должна быть создана атмосфера взаимного доверия и согласия без региональной или языковой дискриминации – сделать это следует как в государственном, так и в частном секторе. Независимо от того, будет ли принято решение о работе официальных инстанций на нескольких языках, как в Швейцарии, или о едином национальном языке, такие решения должны приниматься открыто и искренне, объявляя всем сторонам о происходящем и обеспечивая принятые решения правовой защитой».
Если мы хотим результата, это потребует честности
В заключение профессор подчеркнул, что успех зависит от искреннего подхода всех сторон, свободного от манипуляций, лжи и внешнего вмешательства: «Единственный способ достичь прочного решения – это условия, в которых стороны не обманывают друг друга и в которых отсутствует влияние и давление империалистических держав, имеющих большие амбиции на Ближнем Востоке. Только в этом случае мы сможем создать основу для братства и мирной жизни, где люди смогут делить как трудности, так и радости, и где боль, которую они терпели на протяжении стольких лет, наконец облегчится и будет утолена. Сохранится ли капиталистическая система и модель унитарного национального государства, или же вместо неё в стране будет принята федеративная система, ещё предстоит решить, но главный вопрос заключается в том, как будут обеспечены желаемые условия для жизни. Будем надеяться на окончательное разрешение ситуации и посмотрим, как будет управляться столь сложный процесс и к какому результату он приведет.
Короче говоря, решение этого деликатного вопроса зависит от структуры экономической системы, вопроса о национальном государстве, от того, будет ли в Турции принята унитарная или федеративная государственная структура. Зависит оно и от давления, которое империалистические державы могут оказать в контексте Ближнего Востока, и, самое главное, от искренних намерений и усилий вовлеченных сторон».