Иран

Курдская политическая заключенная в Иране столкнулась с нарушением своих прав

Жина Модарес Горджи, журналистка и известная ветеранка женского движения в Курдистане и Иране, отбыла уже год из 16-месячного срока, но по-прежнему находится в тюрьме.

Жина Модарес Горджи, курдская журналистка и известная защитница прав женщин, по-прежнему находится в тюрьме. Ее приговорили к 16 месяцам заключения, из которых она уже отбыла уже восемь месяцев за решеткой. С момента начала ее заключения ей был предоставлен только один отпуск, сообщает Курдская сеть по правам человека.

Активистка находится в женской тюрьме, расположенной в городе Сенендедж, в провинции Курдистан. Эта тюрьма является частью городского центра содержания несовершеннолетних, где отсутствует специальное отделение для политических заключённых. Там нет реабилитационных программ, семинаров или спортивных сооружений.

По данным Курдской сети по правам человека, условия в этом учреждении особенно тяжелы для женщин-заключённых. Их редко отпускают на прогулки, а телефоны можно использовать лишь под строгим контролем. В настоящее время в тюрьме содержатся около 50 женщин.

Женщины, заключённые по политическим мотивам, находятся под постоянным наблюдением. Их телефонные разговоры отслеживаются, а многие книги по политическим и социальным вопросам, в том числе вышедшие в официальных изданиях, – под запретом.

Жина Модарес Горджи – одна из политических узников в этой тюрьме. Среди других заключенных – Срва Пур-Мохаммади, учительница курдского языка и член правления социокультурной ассоциации «Нужин».

2 ноября 2024 года Жина Модарес Горджи прибыла в Управление по исполнению приговоров судебной власти Сенендеджа, чтобы начать отбывать свой тюремный срок. Группа активистов-правозащитников собралась у здания суда, выражая ей свою поддержку и солидарность.

В то же утро она написала в своём профиле в Instagram: «Сегодня я отправляюсь в тюрьму, где маргинализация и дискриминация усиливаются в три раза – в женскую тюрьму Сенендеджа. Маргинализация и дискриминация по признаку пола, класса и национальности. Но первым делом, когда я собирала вещи, я положила в сумку надежду. Я еду туда с надеждой».

Ранее она провела четыре месяца в заключении после двух арестов, одного в сентябре 2022 года и другого в апреле 2023 года.

Через месяц после начала отбывания наказания Жине Модарес Горджи предъявили новые обвинения в «распространении ложной информации» в Уголовном суде Сенендежа, который затем определил, что обвинения были основаны на тех же материалах, которые привели к ее первоначальному осуждению Исламским революционным судом, и закрыл дело.

Ее неоднократные ходатайства об отпуске в основном отклонялись, и только один раз, в мае 2025 года, ей было разрешено выйти на две недели.

Отдельный запрос на условное освобождение с электронным наблюдением был отклонён после вмешательства Министерства разведки в Сенендедже.

С учетом времени, проведенного ранее в заключении, Жина Модарес Горджи уже отбыла полный год из своего 16-месячного срока.

Курдская сеть по правам человека сообщила, что в последние месяцы Министерство разведки в Сенендедже снимает документальный фильм с целью дискредитации нескольких курдских политических заключенных и активистов, в том числе Жины Модарес Горджи.

 

Справочная информация

Жина Модарес Горджи, журналистка и ветеранка женского движения в Курдистане и Иране, была впервые избита и арестована во время антиправительственного восстания под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода» в Сенендедже 21 сентября 2022 года.

Спустя 42 дня, 1 ноября 2022 года, её временно освободили под залог в размере одного миллиарда иранских риалов, что составляет около двух тысяч долларов США. Позже, когда ей предъявили новые обвинения, залог был увеличен до десяти миллиардов иранских риалов.

10 апреля 2023 года она была арестована во второй раз силами безопасности. Спустя 84 дня, 3 июля 2023 года, она была временно освобождена из женского отделения центра содержания в Сенендедже под залог в размере 50 миллиардов риалов.

Первый месяц заключения она провела в одиночной камере в очень тяжелых условиях.

Между двумя арестами она постоянно находилась под давлением и наблюдением со стороны спецслужб и судебных органов.

В апреле 2024 года полиция муниципалитета Сенендедж, ответственная за общественный порядок, закрыла на несколько дней книжный магазин «Жира» по причине того, что в нём не соблюдался исламский хиджаб.

Первое судебное заседание по делу курдской защитницы прав женщин состоялось 12 февраля 2023 года в Первом отделении Исламского революционного суда в Сенендедже под председательством судьи Акбари. Второе заседание прошло 13 сентября 2023 года в том же суде под председательством судьи Саеиди, а третье состоялось 9 апреля 2024 года под председательством судьи Карами.

В мае 2024 года Первая коллегия Исламского революционного суда в Сенендедже приговорила Жину Модарес Горджи к 21 году лишения свободы, в том числе к 10 годам за «создание незаконной группы с целью свержения государства», к 10 годам за «сотрудничество с вражескими группами и государствами» и к одному году за «антигосударственную пропаганду».

Согласно приговору, обвинения были основаны на ее предполагаемой деятельности, в том числе «создании ассоциации Zhivano с феминистской идеологией, направленной на свержение государства», «участии в собраниях и скандировании подрывных лозунгов», «поддержание контактов с антиреволюционными элементами», «участие в международных образовательных конференциях и семинарах» и «публикация материалов в киберпространстве и дача интервью иностранным СМИ с целью негативного представления страны и организации беспорядков после смерти Махсы Амини».

Исламский революционный суд основал свое решение на отчетах Министерства разведки, сославшись на «угрозу безопасности» при отбывании ею наказания в Сенендедже из-за «возможности деструктивных действий, угрожающих безопасности», и в соответствии со статьей 513 Уголовно-процессуального кодекса постановил, что она должна отбывать наказание в тюрьме Хамадана.

Ее приговор был впоследствии пересмотрен Апелляционным судом, который изменил общий срок наказания на 28 месяцев и отменил сопутствующее распоряжение о сослании в тюрьму Хамадана.

Согласно окончательному приговору, Жина Модарес Горджи была оправдана по обвинению в «сотрудничестве с вражескими группами и государствами», но признана виновной в «антигосударственной пропаганде», за что она получила один год лишения свободы, и в «создании незаконной группы с целью свержения государства», за что она была приговорена к 16 месяцам лишения свободы.

В соответствии со статьей 134 Исламского уголовного кодекса, которая предусматривает исполнение самого сурового из нескольких приговоров, исполнению подлежит только 16-месячный срок лишения свободы.