Курдистан

Акай: процесс урегулирования не должен ограничиваться больными заключенными

Сойдан Акай, узник, который провел в турецкой тюрьме более 30 лет, убежден, что процесс урегулирования связан не только с проблемой больных заключенных и пенитенциарной системы в целом, а представляет собой более широкую задачу.

По данным Ассоциации по правам человека (АПЧ), в турецких тюрьмах находятся 1 500 больных узников, и 600 из них в критическом состоянии. На фоне нынешних призывов к урегулированию давнего курдско-турецкого конфликта люди, ожидающие конкретных шагов от властей, часто заявляют, что первым шагом должно стать освобождение больных заключенных.

Сойдан Акай, один из тяжелобольных узников, освобожденный после 32 лет тюремного заключения, заявил, что правительство стремится затмить реальную повестку дня, формируя весь общественный дискурс вокруг указанной проблемы. Он добавил, что «урегулирование не может сводиться только к тюрьмам», и подчеркнул, что общественности необходимо провести эффективную работу по этому вопросу.

Сорокадевятилетний Акай был арестован в Измире в 1993 году по обвинению в сотрудничестве с Рабочей партией Курдистана (РПК). Суд государственной безопасности приговорил его к пожизненному сроку. Политзаключенный курд провел в заключении 32 года. Его переводили из одной тюрьмы в другую – так он оказывался в Измире, Айдыне, Назилли, Кырыкларе, Сиирте, Диярбакыре (Амеде), Малтепе и Силиври.

После попытки государственного переворота, которая имело место 15 июля 2016 года, его перевели из тюрьмы Силиври в тюрьму Малтепе. Вскоре после этого на него было совершено нападение. Затем мужчину вернули обратно в тюрьму Силиври, где, несмотря на отсутствие вердикта о пожизненном заключении при отягчающих обстоятельствах, поместили в одиночную камеру.

В 2018 году у него был диагностирован рак предстательной железы. Помимо этого, Акай страдает от ревматизма, ему диагностирован гепатит В и заболевание сердца. По всем этим причинам он был включен в список больных заключенных АПЧ. Тем не менее, несмотря на то, что он не был приговорен к пожизненному заключению при отягчающих обстоятельствах, его продержали в одиночной камере семь лет.

Хотя условия для условного освобождения политзаключенного Сойдана были выполнены в 2023 году, Комиссия по исполнению наказаний и надзору четырежды откладывала это решение. В результате он вышел на волю из тюрьмы Силиври в этом году – в понедельник, 12 мая.

Акай поговорил с ANF, прокомментировав ситуацию с больными заключенными и процесс урегулирования.

Правительство намеренно держит ситуацию в подвешенном состоянии

Наш собеседник заявил, что проблема больных заключенных представляет собой гуманитарный и моральный вопрос, и добавил, что для её решения не требуется никаких новых правовых норм. Он сказал: «Нет необходимости в каком-либо законе. Это исключительно вопрос реализации имеющихся норм. Если правительство того пожелает, оно может справиться с задачей за два дня. Нынешняя администрация сознательно держит этот вопрос в подвешенном состоянии».

Урегулирование не имеет прямой связи с ситуацией в тюрьмах

Акай сказал, что правительство стремится использовать проблему больных заключенных в качестве разменной монеты: «Это их политический расчет. Затягивая ситуацию, они хотят превратить её в инструмент переговоров с курдами и демократическими силами в период выборов». Бывший узник подчеркнул, что освобождение больных заключенных имеет важное значение, но мирный процесс не может быть сведен только к этому вопросу.

Акай добавил: «Они хотят использовать это для ведения предвыборных переговоров с курдами и демократическими силами, насколько это возможно. Это главное. Во-вторых, урегулирование действительно представляет собой форму борьбы. Мирный процесс – это вовсе не та ситуация, когда все переговоры уже проведены, приготовления завершены и вопросы решены напрямую. Это процесс борьбы. Правительство также придерживается этой тактики на психологическом уровне, пытаясь привлечь всё внимание людей к тюрьмам». Он отметил, что власти используют этот вопрос, как инструмент для отвлечения внимания общества.

Дух сопротивления, царящий в тюрьмах, должен быть виден

Сойдан Акай напомнил, что условия содержания в тюрьмах крайне плохие, и именно поэтому проблема болезней вышла на первый план. Он подчеркнул, что сегодня обществу необходимо обратить внимание на внутренний дух сопротивления в атмосфере тюрем: «Что следует отметить в наших товарищах, так это их боевой дух. Они полны надежд и жизнерадостны. На их лицах можно видеть улыбки. Такими людьми они остаются даже в четырех стенах. Все узники сохраняют достоинство, несмотря на свои болезни. Пенитенциарная система – пространство сопротивления. Независимо от того, больны наши товарищи или нет, все они хотят жить достойно, заниматься исследованиями, размышлять и сохранять контакты с обществом и политической сферой жизни. Те, кто выходит на свободу, выходят с поднятой головой. Они никогда ни перед чем не склоняются».

Общественность должна взять на себя ответственность

Сойдан добавил, что к диалогу об урегулировании следует подходить с точки зрения демократизации, и раскритиковал правительство за то, что власти пытаются скрыть реальные проблемы, выводя в фокус внимания только тяжелобольных заключенных:

«Всё внимание было привлечено к нашим больным соратникам. У людей создается впечатление, что «если больные заключенные будут освобождены, проблема будет решена, наступит мир». Но это часть гораздо более масштабной борьбы. Вместо того, чтобы ждать действий от турецкого правительства, общественным силам необходимо разработать конкретные проекты в этой области. Будьте бдительны и следите за происходящим, в противном случае эта проблема будет постоянно всплывать и в будущем.

Истинная цель правительства состоит в том, чтобы затуманить вам зрение. Мирный процесс не связан только с тюрьмами. Его также нельзя сводить к больным заключенным. Это путь постоянной борьбы».

Подводя итоги, Акай сказал, что проблемы, с которыми приходится сталкиваться как внутри страны, так и за её пределами, имеют одну и ту же почву. Он подчеркнул: «Те, кто находится в заключении, оказались в эпицентре социальной реальности. Они знают, что представляет собой суть борьбы. К этому вопросу нужно подходить не только эмоционально, но и с политической и социальной точки зрения».