Срочные новости: Исторический призыв от Лидера Абдуллы Оджалана

HRW: Попытки запретить ДПН подрывают основы демократии

Нападки Эрдогана на права человека и демократию бьют по женщинам, курдам, представителям ЛГБТ и всем защитникам и сторонникам демократии, говорится в заявлении Human Rights Watch.

В среду организация Human Rights Watch сделала заявление, в котором говорится, что режим президента Реджепа Тайипа Эрдогана попирает права человека и демократические нормы в стране в беспрецедентных масштабах, невиданных за все 18 лет нахождения у власти Эрдогана. На прошлой неделе правительство приняло дальнейшие меры, направленные на подрыв закона и создающие угрозу для оппозициии и политических оппонентов власти.

19 марта 2021 года президент опубликовал указ о немедленном выходе Турции из Европейской конвенции по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, а также по борьбе с ним, принятой Советом Европы и также известной как Стамбульская конвенция. Это соглашение должно было стать поворотным в современной истории, его активно поддерживали все женские правозащитные движения в стране. Это произошло через два дня после того как главный прокурор апелляционного суда объявил о подаче иска о запрете оппозиционной партии Демократическая партия народов (ДПН), ещё всего лишь за несколько часов до этого подконтрольный Эрдогану парламент без всяких законных оснований лишил депутатских полномочий и неприкосновенности представителя ДПН Омара Фарука Гергерлиоглу.

«Президент Эрдоган подвергает нападкам любую организацию, любое движение или даже целую группу в обществе, которая встаёт у него на пути в его полномасштабных попытках перестроить турецкое общество по собственному желанию, – утверждает Кеннер Рот, глава Human Rights Watch. – Последние действия против парламентской оппозиции, курдов и женщин в целом связаны с попыткой удержаться у власти путём подавления прав человека и репрессий в отношении тех, кто их отстаивает».

Учитывая, что каждый год в Турции сотни женщин погибают от рук мужей и бывших мужей, указ Эрдогана о выходе из Конвенции, попытка воспользоваться этой ситуацией в корыстных целях, наплевав на серьёзную необходимость защиты прав женщин, обеспечиваемой этим документом, вызывают шок и ужас, утверждает Human Rights Watch.

«Решение выйти из конвенции – это серьёзный шаг назад в деле защиты женских прав в Турции, сильный удар по женщинам в политике в целом», – утверждает Рот.

«Действия главного прокурора кассационного суда, который 17 марта подал иск о запрете Демократической партии народов, второй по численности оппозиционной партии в парламенте, случились вскоре после того, как парламент лишил депутатского статуса представителя ДПН Омара Фарука Гергерлиоглу на основании обвинений, связанных с его постами в соцсетях. Данный шаг являлся своего рода возмездием в ответ на его постоянную борьбу за интересы тысяч жертв нарушений прав со стороны властей, за поднятие этих тем. В то же время попытка запретить ДПН – это удар, направленные против миллионов курдских избирателей, а также попытки подорвать сами основы демократии», – утверждает HRW.

«За последние 30 лет турецкая власть запретила пять прокурдских политических партий. Как и в предыдущих случаях, прокурор обвинил Демократическую партию народов в действиях, направленных против территориальной целостности государства, страны и нации (сепаратизм), а также в нарушении конституции и законов страны, потребовав полного запрета партии.

Прокурор запросил отстранить 687 отдельных личностей, включая нынешних и бывших членов парламента от данной партии и сотни её официальных представителей, от участия в политической жизни на срок пять лет и прекратить финансироване ДПН, которое ей, как и другим партиям, полагается. В качестве свидетельств, подтверждающих обвинение, вошли выступления и политическая деятельность депутатов парламента за последние восемь лет.

Возбуждение дела о закрытии политической партии, которая получила 11,7 процента голосов во время всеобщих выборов 2018 года и которая представлена 55 законно избранными парламентариями, – это крупная атака на право политического самовыражения и на право создания политических ассоциаций. Если запрет будет принят, то право шести миллионов избирателей, проголосовавших за своих представителей, будет нарушено», – утверждает Рот.