Отделение Ассоциации по правам человека (АПЧ) в Амеде опубликовало свой «Доклад о нарушениях права на жизнь детей во время вооруженных конфликтов в 2011-2021 годах» на пресс-конференции в своей штаб-квартире. Эзги Силадемир, заместитель председателя отделения АПЧ в Амеде, зачитала отчет.
Силадемир напомнила, что 196 стран подписали Конвенцию о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН для защиты детей, и добавила, что Турция признала конвенцию в 1990 году и ввела ее в действие в 1995 году. Однако Силадемир сообщила, что Турция не одобрила статьи 17, 29 и 30, которые касаются права детей на образование, свободу выражения мнений и свободное продвижение своей собственной культуры и языка. Она сказала: «Нет никаких сомнений в том, что эти оговорки Турции противоречат духу конвенции и представляют собой препятствие для получения ожидаемой пользы от нее. На самом деле, Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Турции снять эти оговорки в 2012 году. Конвенции ООН о правах ребенка, которая является результатом многолетней работы, недостаточно для защиты детей от насилия, поскольку подписавшие ее государства не уделяют достаточного внимания ее осуществлению. Право на жизнь детей, которые не являются стороной какого-либо конфликта, было нарушено во время вооруженных конфликтов, которые продолжаются в Турции десятилетиями».
Массовые убийства детей
Силладемир представила данные о детях, чье право на жизнь было нарушено в период с 2011 по 2021 год: «В общей сложности за этот 10-летний период погибло 228 детей, 78 процентов из которых были мальчиками и 22 процента девочками. 30 из погибших детей были в возрасте от 0 до 5 лет. Точно так же велико число погибших детей в возрасте от 6 до 15 лет. Места проживания детей, которые общались на улицах, стали районами, где они потеряли свои жизни. Видно, что важнейшие интересы ребенка и право на жизнь в здоровой окружающей среде полностью игнорируются и нарушаются.
Силадемир подчеркнула, что провинциями с наибольшим числом погибших являются Ширнак, Амед, Джоламерг, Мардин и Антеп; «Когда мы смотрим на причины смерти 228 детей то видим, что 64 ребенка были убиты в результате перестрелки сотрудниками правоохранительных органов, а 62 ребенка погибли от бомб. Применение сотрудниками правоохранительных органов оружия сверх их полномочий нарушает право детей на жизнь, поскольку они обязаны применять оружие осторожно и в пределах, определенных законом».
Период нападений и геноцида
Силладемир отметила, что с августа 2015 года, когда был объявлен комендантский час, наблюдается серьезный рост нарушений права детей на жизнь. «Неспособность административных и судебных органов провести эффективное и справедливое расследование нарушений права детей на жизнь, а также задержать виновных и привлечь их к суду побуждает сотрудников правоохранительных органов продолжать свои нарушения. Помимо нарушений права детей на жизнь во время комендантского часа, жестокое обращение с ними также нарушает основные человеческие ценности. Хелин, которая была убита в возрасте 12 лет, часами ждала посреди улицы с серьезными травмами и погибла, потому что скорой помощи не разрешили въехать на улицу. Останки Джемиле, умершего в возрасте 13 лет, несколько дней хранились в морозильной камере, а мертвое тело 15-летнего Бюнямина несколько дней хранилось во дворе мечети. Чрезвычайные условия, включая вооруженные конфликты, не могут служить оправданием для нарушения права детей на жизнь.
Мины и бронетехника
Силладемир подчеркнула, что многие дети погибли из-за остатков боеприпасов, поскольку области боевых действий находятся рядом с жилыми домами мирных жителей. «Дети погибали в результате взрыва боеприпасов и военных материалов, оставленных в жилых районах. Хотя Турция пообещала обезвредить наземные мины на своей территории до 2014 года в соответствии с Оттавской конвенцией, которую она подписала с 2004 года, никакой конкретной работы по их обезвреживанию не проводилось. Десятки детей погибли, особенно в городах на границе, поскольку мины не были обезврежены».
Силладемир подчеркнула, что одной из наиболее угрожающих ситуаций для права детей на жизнь является присутствие бронетехники в районах проживания гражданского населения. «Существует много нарушений, связанных с бронетехникой, которая сбивала детей в местах их проживания, кварталах и домах. «Многие дети погибли из-за бронетехники в городах региона, где меры безопасности и установленный режим чрезвычайного положения привели к серьезным нарушениям прав людей. Бронетранспортеры использовались с нарушением правил дорожного движения, офицеры не обладают достаточными техническими знаниями для управления ими, и при использовании этих транспортных средств отсутствовала должная осмотрительность».
Силладемир заявила, что дети серьезно пострадали и погибали в результате взрывов бомб: «Причина этого факта заключается в том, что большинство взрывов произошли в общественных местах, где дети проводят время. Большинство тех, кто погиб во время инцидентов, известных как нападение на свадьбу в Антепе и бойня в Робоски, составляли дети. Общественности известно, что люди, которые занимали тогда должности в органах государственной власти, проявили очень серьезную халатность в обоих инцидентах. В соответствии с международными конвенциями и законом о защите детей государство обязано принимать все виды необходимых мер, поскольку оно несет ответственность первой степени.
Прекращение нарушений, возникших в результате вооруженного конфликта, связанного с курдским вопросом, будет возможно только путем претворения в жизнь мирной политики. Новая политика, направленная на пропаганду языка мира, позволит детям продолжать свою жизнь в безопасных условиях, как и всем остальным жителям региона. Однако должностные лица государства, ответственные за нарушения права детей на жизнь, должны подвергаться эффективному уголовному и дисциплинарному расследованию с помощью механизма восстановительного правосудия. Если власти откажутся от защиты государственных должностных лиц, виновных в уголовных расследованиях, прекратят политику безнаказанности и предпримут все необходимые действия для обеспечения правосудия в реальном смысле этого слова, психологическая травма, вызванная нарушениями, будет несколько уменьшена и справедливость восторжествует».