На фоне продолжающегося судебного процесса о ликвидации оппозиционной Демократической партии народов (ДПН) в Турции идет процесс по «делу Кобани». В рамках этого дела обвинения выдвинуты против 108 политиков, среди которых несколько участников партии ДПН, включая бывших сопредседателей Фиген Юксекдаг и Селахаттина Демиртаса. Оно продолжается с 26 апреля. Слушания проходят в зале суда тюремного комплекса Синджан неподалеку от Анкары. Возможности наблюдать за ходом слушаний для публики очень ограничены.
Недавно сопредседатели ДПН по вопросам внешней политики Фелекнас Уджа и Хишияр Озсой сделали заявление, которое было озаглавлено «Дело Кобани: нарушение права на справедливое судебное разбирательство». В нем они разобрали последние важные события в этом политически мотивированном судебном процессе, продиктованном режимом Эрдогана.
В заявлении, опубликованном в среду, говорится: «Мы пишем это заявление, оставаясь на связи с адвокатами и комиссией по юридическим вопросам ДПН, чтобы проинформировать вас о тревожных событиях, выходящих за рамки закона, которые подрывают возможность справедливого судебного разбирательства по «делу Кобани». Оно возбуждено против 108 человек, включая бывших сопредседателей, а также всех остальных членов Центрального исполнительного совета партии, занимавших свои места в 2014 году, на основании сфабрикованных обвинений, связанных с терроризмом».
Первое слушание шестого заседания по делу Кобани состоялось 8 ноября 2021 года в тюремном комплексе Синджан в Анкаре. Адвокаты и обвиняемые выступали с протестами, утверждая, что судебные разбирательства проходят несправедливо.
Правительство сделало свой первый политический шаг 4 ноября, в пятую годовщину ареста бывших сопредседателей и депутатов ДПН, когда Совет судей и прокуроров (HSK, дисциплинарный орган правовой системы Турецкой Республики. – Прим.) отстранил председательствующего судью от должности без какого-либо официального повода или обоснования. В свете принципа несменяемости судей, отстранение судьи от рассмотрения дела следует рассматривать как отмену конституционных гарантий, а также гарантий, предусмотренных ЕСПЧ. Такое вмешательство в работу суда очевидно политически мотивировано и представляет собой вмешательство в судебную систему, покушаясь на ее независимость и беспристрастность. Это противоречит нормам права и уничтожает гарантии справедливого судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства каждое заседание длилось две недели, слушания начинались в десять утра и продолжались до пяти вечера. 9 ноября суд принял решение сократить перерыв между заседаниями до одной недели. Такая частота слушаний по сути представляет собой давление как на подсудимых, так и на адвокатов, участвующих в процессе. В норме между слушаниями должны делаться перерывы не менее 2-3 месяцев. Так, на первом заседании 8 ноября адвокаты обратились в судебную коллегию с требованием, чтобы заседания длились неделю и разделялись перерывами не менее двух месяцев. Они заявили, что, если это требование не будет удовлетворено, они подадут уголовное заявление в Совет судей и прокуроров и не будут посещать слушания до тех пор, пока Совет не ответит на их обращение.
Отклонение судом требования адвокатов представляет собой очевидное доказательство того, что власти настаивают на скорейшем прекращении дела. Эта настойчивость имеет политический характер и исходит прежде всего от Девлета Бахчели, главы партии ПНД, партнера по коалиции правящей ПСР. 27 апреля Бахчели заявил: «Решение, вследствие которого у 108 обвиняемых настанут тяжелые времена, должно быть принято в кратчайшие сроки, а ДПН должна прекратить действовать, запрещенная законом».
11 ноября адвокаты защиты обратились в Совет судей и прокуроров, подав уголовную жалобу на членов суда по «делу Кобани» за неправомерные действия. Но суд отклонил все требования адвокатов и подсудимых в тот же день. Последние отказались присутствовать в суде в знак протеста против поспешности судебных решений, но суд продолжил слушания в их отсутствие. Это было совершенно незаконным деянием – суд не должен продолжать слушания и принимать решения без адвокатов и подсудимых. Торопясь поскорее завершить дело, судебная коллегия, не имея на то никаких законных оснований, решила перенести слушание на 29 ноября.
Все эти незаконные действия происходили на фоне того, как ЕСПЧ принимал решение по делу Селахаттина Демирташа. Обвинения против ДПН, выдвинутые в связи с протестами в поддержку Кобани, уже были рассмотрены ЕСПЧ в его решении по г-ну Демирташу, вынесенному в декабре. В решении Большой палаты был вынесен вердикт, что «призывы к [содействию] Кобани не являются призывами к насилию», и сделан вывод о том, что «причинно-следственной связи между призывами штаба ДПН и произошедшими событиями нет, и данные призывы относятся к сфере свободы выражения мнений».
В завершение этого информационного заявления мы напомним некоторые важные факты об этом деле. Оно было возбуждено против 108 человек, включая, среди прочих, бывших сопредседателей ДПН г-на Селахаттина Демирташа и г-жу Фиген Юксекдаг, нынешнюю сопредседательницу г-жу Первин Булдан, нескольких действующих и бывших депутатов и мэров от ДПН, а также всех членов Центрального исполнительного совета ДПН на 2014 год. Дело было возбуждено в качестве ответного шага турецкого правительства всего через две недели после того, как Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла окончательное решение, потребовав немедленного освобождения Селахаттина Демирташа. Обвинительное заключение требует более 15 000 лет тюремного заключения только для одного Селахаттина Демирташа. Это дело имеет огромное значение как само по себе, так и используется правительством в качестве предлога для ликвидации ДПН и вынесения запрета заниматься политикой для её руководителей.
В настоящее время двадцать четыре политика содержатся в предварительном заключении, проходя по «делу Кобани». Восемь других были освобождены, но с ограничениями. 15 июня суд принял решение об освобождении четырех задержанных, но вынес им запрет на международные поездки. Среди последних были ранее отстраненный от должности сомэр Карса Айхан Билген и три бывших члена Центрального исполнительного совета ДПН – г-жа Барфин Озгю Кёсе, г-н Джан Мамиш и г-н Джихан Эрдал. 26 июня еще один член Центрального исполнительного совета, г-н Заки Чалик, и бывшие депутаты г-н Ибрагим Биниджи, г-жа Эмине Бейза Устюн и г-жа Эмине Айна были освобождены с применением к ним мер судебного контроля и запретом на выезд за рубеж».