Депутат от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Омар Оджалан рассказал газете Yeni Özgür Politika о своей последней встрече с Абдуллой Оджаланом.
Первыми словами Омара Оджалана стали многочисленные приветствия от Абдуллы Оджалана народу. Рассказывая о наказе Абдуллы Оджалана «Передавайте мои приветствия везде, куда бы вы ни отправились», Омар Оджалан подчеркивает, что это был именно семейный визит. Он настаивает, что его не следует рассматривать как посещение политической делегации или адвокатов, подчеркивая, что это право каждого заключенного, и что семейные визиты должны проводиться регулярно. Он также акцентирует, что семейные посещения не должны блокироваться по политическим причинам.
«Этот визит состоялся 31 марта в рамках семейного посещения. Это был второй день праздника», — говорит Омар Оджалан, а относительно дня рождения Абдуллы Оджалана 4 апреля добавляет: «Конечно, курдский народ воспринимает 4 апреля не просто как день рождения уважаемого лидера курдского народа Абдуллы Оджалана. Народ считает его своим собственным днем рождения. Этот день здесь отмечают не первый год. Люди выражают свою волю. Десятки тысяч человек из турецких мегаполисов и городов Курдистана приезжали сюда, чтобы посетить празднование. Люди воспринимают этот день не просто как обычный день рождения. Это акт выражения воли. Это поддержка определенной идеи, мысли. Именно так мы это оцениваем».
УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ...
Омар Оджалан поделился поразительным разговором между его отцом Мехметом Оджаланом и дядей, Абдуллой Оджаланом: «Во время последней встречи в Имралы — это было в рамках семейного посещения, — мой отец рассказывал о воспоминании примерно 50-летней давности, и Абдулла Оджалан стал вспоминать заодно с ним. Сейчас, по случаю 4 апреля, будет очень символично и ценно озвучить это здесь. Возможно, это совпадение, но отец вспомнил один эпизод 76-77 годов:
«Вы с Джемилем Байыком пришли к нам домой. Мама приготовила вам еду. Во время трапезы зашёл отец, он высунул голову из-за двери и сказал: «Сынок, раньше вы боролись за коммунизм и социализм. Теперь вы говорите, что встали на путь борьбы за курдов и Курдистан. Борьба за коммунизм легче, чем борьба за курдов и Курдистан. Борьба за курдов и Курдистан тяжелее, чем борьба за коммунизм. Вы очень устанете на этом пути».
В этот момент вмешался Абдулла Оджалан. Он сказал: «Я помню», и добавил, что мой дед также сказал тогда: «Вы вступили на путь курдского дела. Шейх Саид прошёл этим путём, Шейх Саид заплатил большую цену. У него было племя, семья, окружение. У вас же никого нет, даже своего племени. Вам будет тяжело в этом деле».
После этих слов перед нами предстала реальность, охватившая миллионы людей. То, что люди видят себя в лице господина Оджалана, и оценка этого более чем 52-летнего политического сопротивления как возрождения народа совершенно уместна. Абдулле Оджалану 76 лет. Это жизнь, прожитая в борьбе и сопротивлении. Он — сын бедного народа. Отсюда, начав с шести человек, он вместе со своими товарищами, большинство которых вышло из народа — будь то из деревни или города, — создал движение, которое теперь насчитывает миллионы, оказывает влияние на все четыре части Курдистана, обладает способностью доминировать в политике Ближнего Востока и имеет вес в мире. Конечно, как видно из обращения 27 февраля, ООН, США, Европа, Россия и Китай сделали заявления в позитивном ключе относительно этого процесса. Они заявили о своей поддержке. Мы расцениваем это как возрождение, переход от полного одиночества к миллионам, как рождение народа. Теперь те, у кого никого не было, стали миллионами. Это предлагает Ближнему Востоку перспективу. Это предлагает Ближнему Востоку модель. Об этом и был разговор».
«МОЯ САМАЯ ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ — УВИДЕТЬ АБДУЛЛУ ОДЖАЛАНА»
Также Омару Оджалану был задан вопрос по поводу его второй личной встречи с его дядей, Абдуллой Оджаланом, что Омар Оджалан чувствовал в тот момент:
«Первая встреча состоялась 23 октября. Это было первое тюремное свидание, на котором я должен был увидеть господина Оджалана. Возможно, в моей жизни, в политической борьбе, в общественной деятельности это было одним из тех пробелов, которых мне не хватало для моей целостности. Увидеть господина Оджалана было одним из моих самых больших стремлений. Эта нехватка, хотя бы частично, была восполнена. 23 октября 2024 года я впервые увидел господина Оджалана воочию, и детали этих встреч мы уже много где обсуждали.
Фигура дяди — это важный момент, но мы не рассматриваем его в классическом смысле родства. В конце концов, в моей ситуации существует семейная связь с лидером курдского народа, который влияет на мир, на окружающую среду, обладает огромным влиянием во многих местах, имеет выдающиеся качества, но я никогда в своей жизни не видел его. Это придает ситуации гораздо более глубокий духовный смысл».
СЕМЕЙНЫЕ СВИДАНИЯ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬСЯ РЕГУЛЯРНО
На вопрос о возможности для Абдуллы Оджалана следить за текущими событиями в стране и за рубежом Омар Оджалан ответил следующим образом:
«Господин Оджалан в пределах возможного следит за некоторыми турецкими каналами. Он сам читает и анализирует поступающую оттуда информацию. Наш визит длился около полутора часов. Это был семейный визит. Хотя формально это была встреча с родственниками, все же обсуждалось множество вопросов. Как-никак ваш собеседник ни кто иной как Абдулла Оджалан. Семейные свидания важны. Мы хотим, чтобы право на семейные связи соблюдалось. Согласно законам Турции, законодательству, конституции, правилам исполнения наказаний — все, что положено любому человеку, должно быть обеспечено как господину Оджалану, так и его товарищам, находящимся рядом с ним: Хамили Йылдырыму, Вайси Акташу, Омару Хайри Конару. Но даже адвокатам создают препятствия в общении с их подзащитными. В течение многих лет не было никаких свиданий. Мы выступаем за то, чтобы, как минимум, в праздники или в соответствии с законом, предусматривающим семейные свидания раз в 15 дней, эта практика продолжалась на постоянной основе».
«СТОЛ ПЕРЕГОВОРОВ В ИМРАЛЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ АКТИВЕН»
Вопрос по поводу политических оценок лидера курдского народа Абдуллы Оджалана Омар Оджалан рассказал следующее:
«Парадигма, выдвинутая господином Оджаланом, и разработанная им система мышления обладают перспективой, способной определить ход целого столетия. Все должны взглянуть на ситуацию через эту призму. Конечно, в политике, к сожалению, и на Ближнем Востоке, и в Турции, она строится на противостоянии. Происходит этническое и религиозное разделение, людей классифицируют по их идентичности и вероисповеданию. Господин Оджалан отвергает такой подход. Он предлагает новую мировую систему, новую систему управления. То есть, как алавит может жить с суннитом, как ассириец — с армянином, как армянин — с мусульманином, как курд — с турком, как араб — с персом? Как они могут сосуществовать по-человечески? Он создаёт парадигму такой жизни. Объединить все эти различия и богатство в единое целое — так, чтобы они сосуществовали в уважении друг к другу и к правам каждого, — требует умения, таланта, мудрости и проницательности. Формулу для всего этого изложил господин Оджалан.
Государство, власть и ответственные лица также должны подойти к этому серьёзно. Важно вырабатывать решения, строить мир, развивать отношения. И мы видим, что этот стол (*переговоров*) стоит прочно – на острове Имралы.
Мы своими глазами видели, что Абдулла Оджалан занимает позицию, где умеет проявить твердость, когда это необходимо, и быть предельно гибким, когда то требуется, делая всё возможное для сохранения хрупкого процесса. Он глубоко проанализировал реалии Ближнего Востока. Пристально следит за событиями в Сирии, Ираке, Иране. Все эти процессы он отслеживает с особым вниманием к деталям».
ВОСПОМИНАНИЯ О ДРУЗЬЯХ ДЕТСТВА
Омар Оджалан рассказал, что Абдулла Оджалан вспоминал своих друзей детства из соседних деревень и даже передал персональные приветы некоторым из них.
«Господин Оджалан — лидер, который придает большое значение духовным связям. Он вспоминал своих школьных друзей и товарищей по деревне, с которыми общался много лет назад. Передал приветы многим из них. Деревня Джибин, кстати, — это туркменское село, где господин Оджалан пять лет учился в начальной школе. У него было семь-восемь друзей из той деревни, которые погибли в сельских столкновениях. Он говорил о них, об их семьях. Вспоминал Сарычичак, Кумбаглар, Атмаджалар. Рассказывал о нашей соседней деревне Эрах, об Араме, о Хильване, Мардине — словом, поделился с нами этими воспоминаниями. У него были кое-какие приветы, и мы передали их соответствующим товарищам или адресатам», — говорит Омар Оджалан.
ПОСЛАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Омар Оджалан подчеркивает, что Абдулла Оджалан передал важные послания относительно демократической политики:
«С одной стороны, он человек с сильной эмоциональной составляющей, но в то же время обладает глубоким аналитическим мышлением, полностью контролирует процесс и следит за повесткой. На этом этапе государственный механизм должен подойти к процессу с такой же серьезностью. Разрушать — легко, а созидать — трудно. А сказал: «Быть социалистом — значит быть частью общества, а быть частью общества — значит идти вместе с народом и работать для народа. Это необходимо выстроить. В политике нет места пустоте». Надеюсь, в ближайшем будущем в этом регионе будет построен мир, о котором мы мечтали долгие годы. Вместе мы создадим совместную жизнь. Построим демократическое общество и демократическую жизнь. Это трудный и тернистый путь. Возможно, он займет много времени. И мы, со своей стороны, приложим все усилия, чтобы внести в этот процесс свой вклад».
«НАРОД ИМЕЕТ ПРАВО СОМНЕВАТЬСЯ»
Омар Оджалан отмечает, что Абдулла Оджалан также ответил на сомнения народа относительно текущего процесса:
«Мы, по сути, передали ему следующее: «У курдского народа нет никаких сомнений в вас. С этим проблем нет. Но у людей есть определённые опасения. Эти опасения исходят не от вас. Они вызваны тем, что произошло в 2015 году во время мирного процесса, событиями 2009 года, тем, что случилось в 1993-м. У людей есть недоверие к государству и власти». На это он ответил: «Народ прав. Народ мыслит верно. Ситуация именно такова. Но я сохраняю надежду. Я сделаю всё от меня зависящее, чтобы этот процесс продвигался вперёд».
«ОРГАНИЗУЙТЕСЬ!»
Омар Оджалан завершил свое выступление, подчеркнув, какое важное значение Абдулла Оджалан придает организации:
«Абдулла Оджалан сказал: «Я человек, который организует людей везде, куда бы ни пошел. Я занимаюсь этим с детства. Еще ребенком у меня была своя группа для молитв, а в школе — круг друзей». Он особо отметил, что придает огромное значение организованности. Где бы он ни находился, у него всегда было свое окружение — он работал с людьми, организовывал их и сам становился частью организованных структур».