Курдистан

Борьбу за демократию нужно вести правильно

Демократическая борьба должна объединить всю Сирию и помешать «Хайят Тахрир аш-Шам»* использовать религию для стравливания людей разных конфессий.

Те, кто пришел к власти в Сирии под руководством «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), не смогли внушить никакого доверия ни внутреннему, ни международному общественному мнению. Их прошлое и так вызывало тревогу. Они пытались представить себя изменившимися людьми, подстригая бороды и надевая костюмы. Но на практике их действия никогда не соответствовали их словам. Они намеренно исключили все организованные силы в Сирии из всего политического процесса. В свою так называемую переходную конституцию они включили чрезмерно наделенный полномочиями президентский пост. В ее нынешнем виде ясно, что они находятся на пути к установлению режима еще худшего, чем режим БААС. В то время как баасисты построили репрессивную систему, подпитываемую арабским национализмом, ХТШ добавляет к этой формуле религиозный фанатизм, создавая режим, который имеет еще более деспотичный и авторитарный характер.

ХТШ осуществила жестокую резню алавитского населения. В своем нынешнем состоянии она не имеет полного контроля над Сирией и не имеет сильной внутренней поддержки. Но нужно задаться вопросом: если люди, способные на такую ​​резню, обретают больше власти, что еще они могут сделать? У ХТШ есть предыстория, основанная на примитивных методах — обезглавливании людей и распространении террора в обществе для расширения своего влияния и власти. Если они когда-нибудь получат полный контроль над Сирией, они откажут в праве на жизнь любому, кто не соответствует их идеологии.

Образ мышления и структура ХТШ не являются загадкой. Именно поэтому они не были приняты на международном уровне так, как они надеялись. Соединенные Штаты (США), Организация Объединенных Наций (ООН) и европейские страны не исключили ХТШ из своего списка террористических организаций. Фактически, сохраняя санкции, введенные против режима БААС, они дали понять, что будут продолжать следить за ХТШ и наблюдать за ее действиями. Несмотря на то, что новые сирийские власти находятся под международным контролем и действуют в период серьезного экономического коллапса внутри страны, ХТШ не колеблясь устроили резню, направленную против алавитского населения. Более того, демонстрируемые ими до сих пор методы управления последовательно исключали любое понятие демократии.

Сирия — страна, богатая культурой, этническим и религиозным разнообразием. Однако чрезмерно централизованное и репрессивное правление режима БААС — это то, что привело страну к ее нынешнему состоянию. Сирии нужны не новые деспоты или авторитарные системы, а демократическая структура, которая охватывает всех людей. Только демократическая Сирия может по-настоящему создать общую жизнь для всех верований и культур. Однако ХТШ действовала в полном противоречии с этим видением. Она назначила так называемое переходное правительство в соответствии со своими собственными интересами, продиктовала содержание переходной конституции и в одностороннем порядке определила «конгресс» и его состав. При этом она не консультировалась ни с Автономной администрацией, управляющей значительными частями Сирии, ни с друзской общиной, ни с интеллектуалами или светскими группами. Во многих случаях они даже не были проинформированы о конгрессе.

ХТШ даже изменила название страны, как его определил режим БААС, настаивая на том, чтобы называть ее «Сирийская Арабская Республика» вместо «Демократическая Сирийская Республика». Как можно видеть, и их образ мышления, и используемые ими методы совершенно несовместимы с демократией. Они открыто заявляют, что разработка конституции и проведение выборов займут от четырех до пяти лет, но это преднамеренная тактика. На самом деле, одного года более чем достаточно для разработки конституции, а двух лет достаточно для организации выборов. Поскольку у них нет настоящей массовой базы, они стремятся использовать государственную власть для самоорганизации и консолидации своего режима. Их план состоит в том, чтобы сначала установить господство, ослабить оппозицию и только потом двигаться к выборам.

В дискуссиях, которые ведутся в демократических кругах и в международной общественной сфере, есть серьезные заблуждения. Что действительно необходимо, так это исправить эти недоразумения, потребовать демократии для всей Сирии и активно бороться за нее. Часто говорят: «Алавиты, друзы, христиане и другие меньшинства в Сирии должны быть защищены, и их преследованиям необходимо противостоять». Это безусловно справедливо. Если ХТШ наберет больше власти, она, несомненно, сокрушит эти меньшинства. Их менталитет идеально подходит для таких репрессий. Они действуют с безграничной жаждой власти и авторитарным мышлением. Однако сосредоточение внимания исключительно на этом аспекте проблемы является ошибкой. В конечном итоге это играет на руку ХТШ и укрепляет их повестку дня.

Только ли меньшинства и последователи разных вероисповеданий хотят демократии в Сирии? Действительно ли основная часть сирийского населения принимает мышление и модель управления ХТШ? Ответ — нет. Значительная часть сирийского народа, особенно арабы-сунниты, не должны быть оставлены в сфере влияния ХТШ. В этой стране есть широкая часть населения, которая в той или иной форме приняла светскую жизнь. Например, какой процент населения Дамаска действительно принимает мировоззрение и образ жизни, навязанные ХТШ?

Нужна ли демократия алавитам, курдам, туркменам, друзам и христианским общинам, а суннитам — нет? Если суннитов упускать из виду, то возможность построения здоровой и инклюзивной демократии подвергается серьезному риску. Так же, как неправильно называть весь режим БААС «алавитским», так же неправильно ассоциировать всех суннитов с ХТШ, передавать их новой власти или считать суннитское население его частью. Такой подход и перспектива в корне ошибочны.

Демократические требования и борьба за свободу должны охватывать всю Сирию. Самоуправления, демократические группы и интеллектуалы должны объединить усилия и поделиться своим опытом. ХТШ нельзя позволять пропагандировать сектантство или использовать религию в качестве инструмента власти. Не маркируя людей по принадлежности к религиозным общинам или этнической принадлежности, вся Сирия должна объединиться под зонтиком демократии. Когда все общины и религиозные группы примут друг друга и преуспеют в мирном сосуществовании, все жители Сирии будут находится в безопасности. Если Сирия хочет стать общим домом для всех ее жителей, то общественная сцена не должна быть передана тем, кто обезглавливает людей во имя власти.

* - террористическая организация, запрещенная в России